Финансовый контроль. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль Контроль над финансовыми вложениями

20.03.2024

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле за эффектностью работы отдельных структурных подразделений организации добросовестностью выполнения работниками возложенных на обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению. Как справедливо считает Д. Литвак, отсутствие четкой системы контроля погубило не одно перспективное предприятие, подтверждая справедливость утверждения «что охраняем, то и имеем». Это развращает персонал, создавая почву для злоупотребления.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль - форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

Итак, главные характеристики внутрихозяйственного контроля следующие;

Одна из основных функций управления;

Система постоянного наблюдения;

Комплекс мер безопасности;

Процесс, осуществляемый руководством и персоналом.

Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля.

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и аффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

а) соблюдения требований законодательства;

б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;

в) предотвращения ошибок и искажений;

г) исполнения приказов и распоряжений;

д) обеспечения сохранности имущества организации. Наиболее полным представляется перечень целей системы внутреннего контроля, предложенный

В.В. Бурцевым. К их числу он относит:

1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий

(целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной

деятельности;

4) сохранность имущества организации (внеоборотных активов оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:

а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.),

б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям;

5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

6) достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

7) рост производительности труда, снижение издержек и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

9) соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

Во всех случаях подразумевается наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение риска деловой и финансовой деятельности, а также бухгалтерского учета.

Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например. в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремлении избегать любых форм риска, и установлении планов по прибыли как наилучших либо наиболее вероятных, формировании динамичной структуры управления либо сохранении структуры с диктатом одного или двух лиц, соблюдении высшими руководителями установленных норм либо нарушении финансовой дисциплины. Следствием авторитарного стиля руководства или постановки нереальных рабочих целей может быть высокая текучесть административных кадров. Необоснованность целей может создавать условия для искажения финансовой информации.

Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения в организации, регламентирует ответственность сотрудников, порядок составления отчетов. Уровень организационной структуры частично зависит от размеров и назначения организации. Если для крупного предприятия характерна многоступенчатая организация с определенным порядком составления документов и отчетности, то на малом предприятии она будет мешать прохождению требуемого потока информации.

Распределение полномочий и ответственности между персоналом организации должно гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменной форме должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования контроля следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может привести к совершению ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции: непосредственный доступ к активам; разрешение на совершение операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Например, отпуск материалов со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации организации, непосредственный отпуск „поводит кладовщик на основании накладной, материалы используют работники цеха, учитывает и контролирует операции бухгалтер а(также внутренний аудитор). Целесообразно, чтобы к компьютеризированной системе учета персонал, ответственный за отражение данные по финансовому положению, не занимался обработкой данных по хозяйственным операциям. В небольших организациях адекватное разделение обязанностей между сотрудниками затруднено, что повышает риск финансовых нарушений.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Основной целью работы является формирование коллектива из необходимого числа сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала. Целесообразно реализовывать на практике мероприятия и программы, позволяющие контролировать и оценивать деятельность работников, стимулировать, обучать их.

Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со стороны администрации, но также могут воздействовать на работу организации. Прежде всего это требования действующего законодательства и подзаконных актов, которым должна соответствовать хозяйственная деятельность организации.

Учетная система - что совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке" и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:

Учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

Организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

Распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками

бухгалтерии;

Организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

Порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

Порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных

бухгалтерского учета;

Роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

Критических областей учета, где риск возникновения ошибок или

искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

Средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы

Процедуры контроля - это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что: все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.

На практике осуществляются разнообразные процедуры контроля, в том числе контроля полноты данных, точности данных, разрешения (санкционирования) операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки.

Процедуры контроля полноты данных предназначены для получения уверенности в том, что данные по всем хозяйственным опера-ям внесены в учетные регистры (компьютерные файлы) и принятия на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильной регистрации данных о хозяйственных операциях. К таким процедурам относятся:

Нумерация всех первичных документов в момент совершения хозяйственных операций (или предварительно) и их учет после обработки;

Проверка обработки всех данных путем применения проверочных сумм (сравнение количества документов до и после обработки, способ двойной записи, балансовый метод и др.);

Согласование данных из разных источников (например, сравнение данных по выписанным счетам-фактурам и накладным на отгрузку продукции);

Сравнение входных данных с показателями, содержащимися в Других документах.

При компьютерной обработке информации контролируется полнота внесения данных, обработанных компьютером, включая определение, пополнение и суммирование данных по хозяйственным операциям. Эти действия выполняются с использованием программируемых процедур бухгалтерского учета (программных комплексов).

Процедуры контроля точности данных необходимы для получения уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам.

Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов, общей стоимостью, добавлением и классификацией счетов. К таким процедурам относятся арифметическая проверка правильности учетных записей и сверка расчетов. При ручном ведении учета может проводиться двойная проверка операций с привлечением лица, которое повторяет расчеты, вносит добавления и указывает корреспонденцию счетов. В компьютеризованной системе учета проверка точности внесения данных осуществляется для получения уверенности в том, что данные точно зарегистрированы и внесены в компьютер. Для этого анализируются остатки по счетам, номера и даты введенных документов, значения показателей и суммы.

Очень важен контроль отражения хозяйственных операций Нужное время (по мере оприходования товаров, отпуска продукции Передачи отчетов со склада и бухгалтерию и т.п.).

Процедуры контроля разрешения с(анкционирования) операций направлены на обеспечение законности операций. К таким процедурам относятся:

Проверка правильности документооборота;

Выдача разрешения на совершение отдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности их совершения уполномоченными сотрудниками администрации (подписание расчетно-платежных документов, утверждение авансовых отчетов, актов списания имущества и пр.);

Установление круга лиц, уполномоченных на совершение определенных операций (получение средств из кассы под отчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы, отпуск продукции или материалов со склада, получение товарно-материальных ценностей у поставщиков и др.);

Осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания, количества и состояния с данными первичных документов (накладных, счетов-фактур, актов приемки-передачи и др.).

Процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на это полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы в организации, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройство оборудованных складских помещений и т.п., а также периодическое проведение внутренних ревизий и инвентаризации.

В компьютеризованных системах учета процедуры контроля обеспечивают ограничение доступа к программным файлам и файлам информации путем установки паролей, ключей доступа, регламентирования возможностей отдельных терминалов (рабочих мест). Важное значение имеют процедуры контроля, гарантирующие ведение обработки данных по операциям с использованием всей ранее введенной информации и полное восстановление файлов данных после сбоя в программе или поломки компьютера. При ручной обработке информации должны быть приняты меры по сохранению документов путем установления и контроля исполнения графика документооборота, правил работы с документами, их передачи в архив, определения ответственных должностных лиц.

Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей.

Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок.

Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами) так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

В нормативных актах дано разъяснение сущности таких служб внутреннего контроля, как служба внутреннего аудита и ревизионная комиссия.

Отметим, что нельзя ставить знак равенства между ревизорами и внутренними аудиторами.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Данный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества проводится но итогам деятельности за год, а также во всякое время но инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего (владеющих) в совокупности не менее 10% голосующих акций общества. Таким образом, налицо эпизодический характер работы комиссии (ревизора). Помимо этого. отмечено, что состав органа не всегда профессионально подготовлен,

поскольку формируется из работников организации, которые не занимают

руководящих должностей. Нередко его деятельность исчерпывается контролем

за исполнением решений общего собрания акционеров.

Правильным представляется определение внутреннего аудита, согласно

которому он осуществляется исключительно в интересах руководства

организации, что выделяет внутренний аудит из числа прочих форм

негосударственного контроля за деятельностью экономического субъекта,

таких, как внешний аудит и ревизия.

Существуют две точки зрения на роль внутреннего аудита в системе

внутреннего контроля субъекта.

Согласно первой точке зрения внутренний аудит призван обеспечить

контроль за соблюдением установленного порядка ведения

бухгалтерского учета и исполнением обязательств перед бюджетом, контроль

за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты платежей в бюджет и

внебюджетные фонды. В этом случае внутренний аудитор смотрит на

организацию глазами внешнего проверяющего (будь то внешний аудитор,

налоговый инспектор, работник таможенных или иных контрольных органов).

Цель такого контроля - временное выявление ошибок в учетном процессе и

избежание, таким образом, штрафных санкций, которые могут быть

предъявлены организации.

толкование.

По мнению Э.А. Лренса и Дж.К. Лоббека. внутренний аудит должен

обеспечить администрацию ценной информацией для принятия решений,

касающихся эффективного функционирования их бизнеса. Данное утверждение

требует некоторого уточнения, поскольку возникает вопрос относительно

отличия аудита от бухгалтерского учета, по своей сути являющегося

поставщиком финансовой информации.

Внутренний аудит дает руководству проверенную информацию,

касающуюся тех или иных сфер деятельности организации, с точки зрения ее

полноты, достоверности, соответствия существующим нормам

законодательства. Следовательно, аудит выступает в роли особой,

самостоятельной формы контроля. Более того, в рамках его проведения может

формироваться мнение о целесообразности и эффективности хозяйственной

прогнозы на будущее. Не случайно внутренний аудит является частью системы

управления организацией: он создает почву для принятия управленческих

решений и в дальнейшем позволяет сделать заключение об эффективности

претворения в жизнь принятых решений, тем самым формируя новую

информационную базу для анализа.

Международный институт внутренних аудиторов США (Instiluce of

Internal Auditors) определяет внутренний аудит как независимую Деятельность

по проверке и оценке работы организации в ее интересах. Такой подход к

сущности внутреннего аудита не ставит каких-либо ограничений относительно

целей и предмета исследования, на которых может быть сосредоточено

внимание внутреннего аудитора.

Э.А. Арене и Дж.К. Лоббек вносят уточнение, касающееся того, какие

именно аспекты работы организации подлежат проверке и оценке:

внутрихозяйственный аудит- учреждается в организации для проверки

эффективности контрольно ориентированных методов и процедур.

Поскольку совокупность контрольно ориентированных методов и

процедур - это система внутреннего контроля, под функцией внутренних

аудиторов следует понимать оценку адекватности системы контроля, т.е.

осуществление проверок уровней управления (контроля), предоставление

обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и

Контроль за надежностью функционирования системы внутреннего

контроля иногда дополняют такой функцией, как оценка эффективности

деятельности. Под оценкой эффективности деятельности понимают экспертные

оценки различных сторон работы организации и предоставление обоснованных

предложений по ее совершенствованию. Как было установлено, контроль за

эффективностью основных аспектов хозяйственной деятельности организации

является составной частью системы внутреннего контроля, поэтому выделять

его в качестве самостоятельного направления деятельности внутренних

аудиторов не представляется целесообразным. То же самое относится к

контролю за соблюдением законодательства и установленного порядка ведения

бухгалтерского учета.

Внутренний аудит может проводиться в отношении отдельных

составляющих системы внутреннего контроля организации при самом

разнообразном их сочетании. Определение задач, которые он должен решать,

зависит от размеров и специфики деятельности каждой организации. Поэтому

конкретный хозяйствующий субъект самостоятельно формулирует задачи

службы внутреннего аудита, регламентирует области полномочий и

ответственности сотрудников данной службы. Таким образом, посредством

определения внутреннего аудита не должны ставиться какие-либо рамки для

задания объектов и целей исследования.

Учитывая сказанное, предлагаем следующее определение внутреннего

аудита - это организованная на экономическом субъекте в интересах органов

его управления и регламентированная его внутренними документами

деятельность но проверке и оценке работы этого субъекта в целях установления

надежности и эффективности функционирования отдельных составляющих

системы внутреннего контроля, Под составляю и (ими системы внутреннего

контроля предлагаем понимать организационные меры, методики и процедуры,

применяемые руководством экономического субъекта для упорядоченного и

эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Выработать единый теоретический подход к организации внутреннего

аудита и описать возможные цели и задачи аудитора позволит подразделение

внутреннего аудита на виды.

Зарубежные специалисты используют различные термины для

обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее

распространение получило выделение трех видов внутреннего аудита:

операционный (управленческий) аудит, аудит на соответствие, аудит

финансовой отчетности.

Необходимо заметить, что в зарубежной литературе нет однозначности

трактовки указанных терминов. Посмотрим, как их определяют Э-А. Арене и

Дж.К. Лоббек.

Операционный аудит - это проверка любой части процедур и методов

функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности

и эффективности. По завершении этого аудита менеджеру обычно выдаются

Из-за того что операционная эффективность может быть во множестве

самых разных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит

невозможно. В одной организации аудитор оценивает пригодность и

достаточность информации, используемой руководством при принятии

решения о приобретении новой недвижимости, в другой организации -

эффективность движения документов при обработке данных по товарообороту.

В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом.

Они могут включать оценку орган иза1 (ионной структуры, компьютерных

операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в

которой аудитор квалифицирован.

Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах

определяются не так легко, как при аудите других видов. Гораздо сложнее

объективно оценить эффективность операций, нежели их соответствие

инструкциям или представление финансовой отчетности. не противоречащей

общепринятым бухгалтерским принципам. а установленные критерии для

оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В

этом смысле операционный аудит больше похож па консалтинг

администрации, чем на то, что обычно считается аудитом-

Аудит на соответствие имеет целью определить, соблюдаются ли в

хозяйственной системе специфические процедуры или правила, которые

предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией). Этот

аудит для частного бизнеса мог бы включать выяснение того, следует ли

бухгалтерский персонал процедурам, которые предписаны управляющим,

проверку соответствия уровня заработной платы минимальному уровню,

гарантированному законом, или проверку контрактов с банками и другими

кредиторами для гарантирования соблюдения организацией юридических норм.

Следует отметить, что иногда встречается более широкое толкование

аудита на соответствие- По мнению О.В. Ковалевой и Ю.ГТ. Константинова,

посредством аудита на соответствие определяется, соблюдаются ли в

организации конкретные правила, нормы законы, инструкции, пункты

договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или

данные отчетов, а также специфические требования, которые предписаны

персоналу администрацией (об этой концепции мы говорили ранее).

Аудит финансовой отчетности выполняется для определения того,

согласуется ли сводная финансовая отчетность с определенными критериями.

Существующая классификация укрупнена и не отличается точностью. При

аудите финансовой отчетности (финансовом аудите) определяют, согласуется

ли отчетность с законом, инструкциями, общепринятыми бухгалтерскими

принципами, а также специфическими требованиями администрации,

закрепленными в учетной политике организации. Таким образом, делаем

вывод, что проверка на соответствие составляет неотделимую часть проверки

бухгалтерской отчетности. Проверка бухгалтерской отчетности может иметь

целью установление платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности

организации. В этом случае ее частью является определение эффективности

работы организации. Значит, если отличительная особенность таких видов

аудита, как операционный аудит и аудит на соответствие,- цель проверки, то

особенность финансового аудита состоит в специфическом объекте проверки, а

именно в отчетности организации.

На наш взгляд, применение рассмотренной классификации существенно

затруднит выработку единого теоретического подхода. Для поставленной цели

требуется разработать более детальную и точную классификацию внутреннего

Па первом этапе выделим две функции внутреннего аудита: контрольную

и консультационную.

Администрация организации нуждается в достоверной и полной

информации относительно производительности и эффективности ее работы.

Поэтому администрация прежде всего заинтересована в качественных

процедурах контроля, обеспечивающих эффективность системы

бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности. В связи с этим аудит,

выполняющий контрольную функцию, предлагаем подразделить на аудит

системы бухгалтерского учета и аудит целесообразности и эффективности

хозяйственной деятельности. Это позволит учесть оба существующих подхода

к функциональному назначению внутреннего аудита.

Дудит системы бухгалтерского учета - это организованная на

экономическом субъекте в интересах органов его управления и

регламентированная его внутренними документами деятельность по проверке и

оценке работы организации в целях установления надежности и эффективности

функционирования отдельных составляющих системы бухгалтерского учета.

Установление надежности системы бухгалтерского учета подразумевает

административные действия по наблюдению за выполнением рудниками

организации всех предписанных процедур контроля, результаты которых

представляются в виде отчета. Внутренний аудит предполагает тщательный и

непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, что

способствует своевременному обнаружению ошибок, нацеливает сотрудников

на квалифицированное исполнение своих обязанностей-

Следовательно, цель внутреннего аудита системы бухгалтерского учета

состоит в том, чтобы установить качество выполнения должностных

обязанностей сотрудниками организации, которые участвуют в процессе сбора,

регистрации, обработки и представления данных о ее хозяйственных

операциях.

На основании должностных инструкций внутренний аудитор

устанавливает соблюдение закрепленного порядка действий и

взаимоотношений определенного круга работников организации в отношении

планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в

процессе совершения конкретных финансовых и хозяйственных операций.

Источниками аудиторских доказательств являются первичные документы

или другие носители информации (регистры бухгалтерского учета, формы

бухгалтерской отчетности), касающиеся отдельной хозяйственной операции, в

которых отражаются данные, свидетельствующие об исполнении работниками

своих функций по реализации этапов соответствующих финансовых или

хозяйственных операций.

Внутренний аудит системы бухгалтерского учета призван выявить ошибки

и искажения в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и

отчетности, поскольку они служат критерием качества выполнения

работниками организации своих должностных обязанностей. Выявление

ошибок и нарушений при внутреннем аудите в свою очередь имеет целью

хищения, порчи и нецелевого использования имущества (в то время как цель

работы внешнего аудитора - оценка степени влияния выявленных ошибок и

искажений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента).

Изложенное доказывает, что внутренний аудит пришел на смену ревизии.

В основе ревизии также лежало изучение документов и регистров

бухгалтерского учета. Ее главные цели состояли в обстоятельном изучении

деятельности хозяйствующего субъекта, вскрытии фактов бесхозяйственности,

расточительства, злоупотреблений искажения отчетных данных, а также

разработке мероприятий по предотвращению хищений и порчи сырья,

материалов, готовой продукции, сбережению денежных средств и финансовых

ресурсов.

Эти же цели, как и конечном итоге мы убедились, преследует и

внутренний аудит системы бухгалтерского учета. Надежная система

бухгалтерского учета прежде всего призвана обеспечить сохранность

собственности и достоверное отражение хозяйственных операций на счетах

бухгалтерского учета.

Таким образом, можно утверждать, что внутренний аудит системы

бухгалтерского учета - это «ревизия наших дней». Если внутренний аудитор

получит достаточную уверенность в том, что учетная система позволяет

обеспечивать сохранность собственности и не допускать ошибок и искажений

учетных данных, он может судить о ее надежности.

Аудит целесообразности и эффективности хозяйственной деятельности

представляет собой проверку и оценку работы организации в целях

установления надежности функционирования отдельных составляющих

системы внутреннего контроля за целесообразностью и эффективностью

хозяйственной деятельности. В рамках этого аудита оцениваются показатели,

характеризующие хозяйственную деятельность субъекта, и по итогам анализа

делаются выводы о качестве управления в организации,

В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно

выделить: функциональный (межфункциональный) аудит; организационно-

технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления;

консультационный аудит.

функциональный аудит систем производства и управления проводится для

оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо

подразделением (должностным лицом) организации. К такому аудиту

относятся и проверки каких-либо операций, Проводимых подразделением

(должностным лицом) в разрезе его функций. При межфункциональном

внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например,

функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи

и взаимодействии, Примеры функционального внутреннего аудита:

Контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных

отделом маркетинга;

Контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых

подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением

бухгалтерии;

Контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов о

состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой

бухгалтерией; контроль качества обслуживания тюники управления, в том

числе компьютерных систем.

Организационно-технический аудит систем производства и управления

выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем

производства и управления па предмет" организационной и технической

(совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности

их функционирования. К организационно-техническому аудиту можно отнести:

Контроль целесообразности организационной структуры;

Контроль целесообразности схемы организационных отношений;

Контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в

том числе персоналом;

Контроль организационной и технической целесообразности иных систем

производства и управления, в том числе систем управления персоналом,

коммуникаций, управленческой информационной системы.

Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить более глубокий

контроль деятельности организации, который выражается в совокупности

организационно-технологического и функционального аудита систем

управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов,

связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних

профессиональных связей, имиджа, общественных связей. Здесь определяются

все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются

устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а

также перспективы развития. Такие контрольные мероприятия,

осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту

системы управления организацией.

Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке

внутрихозяйственных регламентов и других внутренних нормативных

документов, консультировать по различным вопросам законодательства,

участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала,

проводить консультации для работников аппарата управления по исполнению

различных финансово-хозяйственных операций, участвовать в постановке

бухгалтерского учета. Все эти функции относятся к консультационному аудиту.

Ряд специалистов отождествляет понятия «внутренний аудит» и

«внутренний контроль».

В.В. Скобара считает более правильным дать внутреннему аудиту

определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними

ревизорскими службами (отделами).

Р.А. Алборов также полагает, что внутренний аудит - это фактически

внутрихозяйственный контроль.

Очевидно, исследователи отождествляют службу внутреннего контроля,

формирование которой предусмотрено Положением об организации

На самом деле внутрихозяйственный контроль осуществляется как

отдельными структурными подразделениями, так и отдельными работниками

организации. Это свидетельствует о том. что понятие "внутренний контроль"

шире, чем понятие "внутренний аудит»". Служба внутреннего аудита - одно из

возможных подразделений организации, главной функцией которого является

контроль за системой внутреннего контроля. Совокупность контролирующих

органов и лиц, организационных мер, методик и процедур, принимаемых ими,

формирует систему внутреннего контроля организации, одна из составляющих

которой - служба внутреннего аудита (внутренний аудитор).

В большинстве случаев необходимость во внутреннем аудировании

возникает из-за того, что верхнее звено руководства испытывает потребность в

подтверждении достоверности отчетов менеджеров низших уровней

управления. Поэтому служба внутреннего аудита, как правило, создается в

организациях, имеющих многоуровневую систему управления.

Как уже отмечалось, в организационную структуру организации могут

входить иные субъекты внутреннего контроля (например, менеджеры,

экономисты, бухгалтеры). На них также могут быть возложены и контрольные,

и консультационные функции в зависимости от экономической

целесообразности работы того или иного органа контроля. Состав, структура и

функции субъектов внутреннего контроля определяются руководством в

соответствии с установленными для системы внутреннего контроля целями и

организационной структурой.

В организации должны быть разработаны и утверждены стандарты,

инструкции и положения для каждого субъекта контроля, в которых указаны

области полномочий и ответственности, установлен круг обязанностей,

изложены необходимые контрольные процедуры.

Кроме того, в них должны быть раскрыты вопросы, касающиеся целей и

задач и предметов контроля, проводимого конкретным субъектом порядок его

осуществления (включая описание технологии контроля частотности, объема

проверок), формы представления отчетов о результатах работы.

Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью

хозяйствующего субъекта - коммерческой организации различаются:

1) субъектами, проводящими проверку;

2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется;

3) целями проверки;

4) формой представления результатов проверки.

Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и

внутрихозяйственный контроль объединяет реализация контрольной функции

посредством решения следующих общих для них задач:

Изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой

деятельности проверяемого объекта;

Оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы:

Установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев

внутренней) отчетности объекта,

Установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными

актами, действующими в Российской Федерации, внутренними положениями и

инструкциями,

Оценить произведенные расходы и полученные результаты

производственно-хозяйственной деятельности.

Контроль за достоверностью бухгалтерской (в ряде случаев внутренней)

отчетности, а также соблюдением законодательства, соответствующих

положений и инструкций осуществляется посредством контроля системы

бухгалтерского учета. Цели такой проверки различаются в зависимости от

проводящего ее субъекта. Так, выявление ошибок и нарушений в документах

бухгалтерского учета и отчетности при внутрихозяйственном контроле, а в

некоторых случаях и государственном (муниципальном) контроле, имеет целью

обеспечить сохранность активов и документов, т.е. предотвратить факты

хищения, порчи, нецелевого и неэффективного использования имущества,

Целью же работы внешнего аудитора является оценка степени влияния

выявленных ошибок и искажений на достоверность бухгалтерской отчетности

клиента, целью деятельности органов налогового контроля - оценка влияния

обнаруженных ошибок на величину выплат

в бюджет и внебюджетные фонды. Тем не менее методом, при помощи

которого собирают данные о предмете контроля, выступает проверка системы

бухгалтерского учета организации. В ходе се осуществления органы

финансового контроля используют единые источники информации, более того,

един характер их изучения, а именно выявление содержащихся в них ошибок и

нарушений.

Оценка произведенных расходов и полученных конечных результатов

позволяет установить степень правдоподобности показателей производственно-

хозяйственной деятельности объекта контроля, обнаружить необычные и

неожиданные отклонения. Правдоподобные показатели обоснованно считаются

фактическими (реальными); можно ожидать их повторения при отсутствии

доказательств обратного; необычные и неожиданные отклонения

свидетельствуют о зоне повышенного контрольного риска. Показатели

деятельности хозяйствующего субъекта оценивают органы контроля на

заключительном этапе, для того чтобы установить, позволяет ли его

имущественное и финансовое положение продолжать деятельность и исполнять

обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным

периодом. Эта оценка также используется для выявления потенциальных

возможностей организации, определения качества принятия и реализации

управленческих решений.

Контроль за величиной произведенных расходов и полученных конечных

результатов деятельности хозяйствующего субъекта можно отнести к одному

из перспективных направлений развития государственного и муниципального

финансового контроля. Величина выплат в бюджет всех уровней напрямую

связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью

налогоплательщиков. Поэтому вопросам эффективности производственной и

финансовой деятельности объектов контроля должно уделяться особое

внимание. Глубокое изучение ее состояния, позволит формировать материал

для системы прогнозных оценок и предложений относительно

совершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения,

элементов экономической политики и возможного предотвращения

финансовых нарушений в сфере экономики.

Таким образом, методом сбора информации о предмете контроля в этом

случае для всех его органов выступает экономический анализ деятельности

хозяйствующего субъекта. Характер изучения информации - выявление

отклонений показателей от нормы (плана, предыдущего периода), анализ

основных тенденций и причин их изменения.

Общность задач, методов контроля, источников информации и как

следствие - способов и приемов контроля свидетельствует о преемственности

методических подходов к его организации.

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ

ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Отличие ревизии от аудита

Существуют два противоп

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному Использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен- ной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самос-
тоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отно-шении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Основные формы финансового контроля Признак классификации Формы финансового контроля Время проведения контроля
Направление воздействия субъекта на объект контроля Место проведения контроля Полнота охвата проверяемого материала (информации) Характер источников контроля Периодичность проведения конт-роля
Полнота охвата проверяемых вопросов
Повторяемость изучения источников контроля Предварительный, текущий, последующий
Внешний, внутренний
Камеральный, выездной Сплошной, выборочный
Документальный, фактический Систематический, периодический, единовременный
Комплексный, тематический, встречный
Первичный, повторный, дополнительный
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

С какой целью организовывается внутрихозяйственный финансовый контроль? Как выглядит механизм его реализации? Существуют ли здесь нюансы, и если да - то какие?

Общая информация

Чтобы осуществлять успешную деятельность, повышать уровень рентабельности, сохранять и приумножать активы, любой организации необходимо обладать отлаженным механизмом управления. В этом случае очень важную роль играет внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль. Руководство любой организации заинтересовано в том, чтобы эффективно работали как отдельные структурные подразделения, так и сотрудники. Причем последние заслуживают особого внимания, поскольку от добросовестного выполнения их обязанностей зависит успешность деятельности всей организации. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют именно с целью убедиться, что всё идёт согласно плану. А при выявлении нарушений или отклонений руководству необходимо будет принять решение (может, даже и не одно) для стабилизации ситуации, а возможно - даже и выхода на новый уровень. Ведь проблемы - это не только сложности, но и возможности.

Что он собой представляет?

Под внутренним контролем представляют систему постоянного наблюдения, а также проверки работы организации в целях дать оценку обоснованности и эффективности управленческих решений, что были приняты. Также в его задачи входит выявление отклонений, неблагоприятных ситуаций, своевременное информирование руководства (чтобы принять решение по устранению недочетов), снижение рисков деятельности. Таким образом, можно сказать, что внутренний контроль - это специфическая форма обратной связи, благодаря которой орган управления организации может рассчитывать на получения необходимой информации о текущем состоянии подведомственного объекта для реализации принятых решений. Но чтобы всё работало качественно, необходимо выстроить адекватную систему.

Какие цели преследуются?

Организация внутрихозяйственного финансового контроля во многом зависит от того, какие задачи преследуются. Разные авторы дают различные цели, которые должны достигаться. В рамках статьи будет представлен список, который предложил В. В. Бурцев:

  1. Соответствие осуществляемой деятельности организации формальному курсу действий (к которому относятся ориентиры и целевые установки) и принятой стратегии.
  2. Финансово-экономическая, рыночная и правовая устойчивость.
  3. Упорядоченность, структурированность и эффективность осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Обеспечение сохранности имущества организации, в том числе и данных, что используют в управлении.
  5. Первичные документы должны обеспечивать необходимый уровень точности и полноты информации. Это необходимо для принятия адекватных, эффективных и нужных управленческих решений.
  6. Следует достичь высокого качества работы бухгалтерского учета. Это относится к полноте данных, временной определённости, формализации и точности.
  7. Следует обеспечивать рост производительности труда, снижать издержки и улучшать финансово-экономические результаты практической деятельности.
  8. Должностные лица должны соблюдать установленные администрацией требования, правила и процедуры. Вся необходимая информация должна быть предусмотрена в положениях о подразделении, должностной инструкции, правилах поведения, рекомендациях по оформлению документации и документооборота, планах организации труда, приказах об учетной политике, а также в иных нужных распоряжениях.
  9. Соблюдать требования федеральных законов, подзаконных актов и полномочных органов местного самоуправления.

Что входит в систему?

Внутрихозяйственный финансовый контроль подразделяется на: среду и процедуры контроля, а также учетную систему. Подразумевается, что во всех случаях есть определённые правила, методики, положения и документация, которые помогут достичь поставленных целей. В конечном результате добиваются снижения рисков при финансовой и деловой деятельности, бухгалтерском учёте, а руководство получает возможность иметь оперативную информацию о положении дел. Причем сейчас это организовывается таким образом, чтобы доступ к данным мог быть осуществлен из любой точки мира и когда угодно. Давайте рассмотрим составляющие элементы более подробно.

Среда и процедуры контроля

Что и как работает? Под средой понимают совокупность действий, мероприятий и процедур, с помощью которых можно отразить общее отношение собственников и администраторов организации к вопросам контроля и его значимости. Её формируют такие составляющие элементы: основные принципы и стиль управления, распределение полномочий, а также ответственности, организационная структура, работа с персоналом, управленческие методы осуществления контроля и внешние факторы.

Процедуры не зря вынесены отдельно. Такое внимание им уделено из-за необходимости проследить, были ли внесены данные по всем осуществленным хозяйственным операциям в учетные регистры. Ведь всегда есть вероятность, что документ будет потерян, неправильно отсортирован и т. п. Для этого проводятся нумерация, проверка обработки данных с использованием контрольных сумм и согласование информации из разных источников.

Учетная система

Так называется определённая совокупность процедур, направленных на сбор, регистрацию, обработку и представление данных об имеющихся активах, пассивах и осуществляемых хозяйственных операциях. Благодаря этому обеспечивается полнота, реальность и своевременность операций, а также их правильная оценка, классификация и обобщение. Для эффективной работы необходимо позаботиться о:

  1. Учетной политике, а также об основных принципах, согласно которым будет вестись бухгалтерский учет.
  2. Организационной структуре подразделения, что отвечает за сбор и обработку данных.
  3. Распределении обязанностей, полномочий и ответственности между сотрудниками.
  4. Организации подготовки, использования и хранения документов, которые отражают хозяйственные операции.
  5. Порядке отражения операций в учетных регистрах и формах.
  6. Роли вычислительной техники при ведении учета, а также при подготовке отчетности.
  7. Критических областях работы, где высок риск возникновения искажения или даже ошибки.
  8. Средствах контроля, что будут работать в рамках системы учета.

Кто выполняет возложенные функции?

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии осуществляет или специально обученный человек, или даже целое подразделение, которое проверяет и анализирует всю документацию. Периодически на себя эту роль может брать и руководство организации. Если компания входит в холдинг или ассоциацию, то проверку может провести главное или материнское предприятие. Кстати, если вас интересует, как к этому относится государство, то следует отметить, что современное положение дел можно охарактеризовать как этап создания этого важного аспекта. Так, сейчас законом не закреплены основы для функционирования служб, на которые будет возложен внутренний контроль. Также не проработан и базис для их взаимодействия с другими подразделениями.

Всё ли так плохо?

Нет. Негосударственный контроль проработан весьма неплохо. Что именно? К нему относят: аудит, общественный контроль и объект рассмотрения в рамках статьи. Кстати, как бы их ни ругали, но ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль в паре являются нужными элементами работы компании. Почему? Для начала давайте разберёмся с понятием «ведомственный». Так называется контроль, что осуществляется вышестоящей организацией. То есть если внутри начинают наблюдаться определённые шатания, то такая система выявления проблемных направлений позволяет их обнаружить и ликвидировать ещё до значительного развития и усиления. Увы, на практике всё не всегда гладко, но что тут поделать.

Заключение

Безусловно, контроль является важным структурным элементом любой организации, которая желает быть успешной и процветать. Но при этом необходимо найти золотую середину, при которой не будет существовать попустительство злоупотреблениям и одновременно удастся обойтись без закручивания гаек, при котором на каждый чих требуется бумажка.

Оптимальным решением на данный момент является использование систем управления предприятием. Они обладают довольно широким спектром функций, начиная с поддержки учета рабочего времени сотрудников до полноценных бухгалтерских модулей. Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии при этом получается комплексным, а за счет средств автоматизации ускоряется и передача данных. Возможно, что когда-то в ближайшем будущем это вообще позволит нам избежать использования бумажных носителей как подтверждения при операционной деятельности.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

  • государственный;
  • внутрихозяйственный;
  • финансово-кредитных органов (банковский контроль);
  • общественный;
  • независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

  1. наблюдение;
  2. проверка;
  3. обследование;

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов , служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия . Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета , инвентаризаций и визуального наблюдения.

Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.

Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров , бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег , ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти , федеральными органами исполнительной власти , в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти , а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета .

Объекты контроля:

  • исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов ;
  • организация денежного обращения ;
  • использование кредитных ресурсов ;
  • состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
  • предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
  • Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
  • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Федеральная налоговая служба выполняет следующие главные задачи:

  1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
  2. взимание налогов и сборов;
  3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
  4. осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;
  5. контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции Федеральной налоговой службы:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности , и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета , планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, безхозяйного имущества , перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации ;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня. Эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства , а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщикамбухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли , дохода , иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
  • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность ;
  • предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;
  • приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Банковский контроль служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию , финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар , произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика .

Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций , общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

  • проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки ;
  • по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

  1. неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
  2. квалифицированно предоставлять аудиторские услуги ;
  3. обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Существует два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора , суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

В аналитической части заключения излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета , составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля , а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация