Труд его производственный фактор и социальный аспект. Сущность труда и его социальные аспекты. усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов инорм всфере труда

10.04.2024

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические социальные отношения.
Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.
Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социальнопсихологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.
Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

  • изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
  • анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
  • поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
  • оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;
  • усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
  • изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
  • создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.
  • Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социальноэкономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
  • Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:
  • достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);
  • процессе методов сбора фактов;
  • способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта --изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого.
К молодым отраслям знания относится экономическая социология. Её предмет
  • ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюнктуры. Как происходят сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения (морального и материального) труда в тех или иных общественных группах, в сферах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология. Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг её научной проблематики в
пересечении с другими социологическими дисциплинами.
Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику интересует сам процесс создания стоимост и. Для неё важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, в то время как социология труда рассматривает трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономику интересует оплата труда. В этом случае изучаются тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая должное внимание проблеме материального стимулирования, рассматривает, в первую очередь, совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Большинство ученых в области экономики труда считают, что ее предметом является труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в процессе и по поводу производства См.: Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред.Г. Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. . В зарубежных странах специалисты полагают, что экономика труда - это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии - поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений См.: Эренберг Р., Дж. Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996. .

Исходя из содержания указанных формулировок развитие предмета экономики труда будет осуществляться по следующим направлениям:

раскрытие содержания и регулирование социально-трудовых отношений в области трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, предусматривающие создание условий эффективного функционирования трудовых ресурсов;

экономические направления в области повышения эффективности трудовой деятельности (факторы, условия, резервы, показатели) в кодификационном виде, учитывая переходный период к рыночным отношениям;

мотивационные и стимулирующие направления предпосылок для эффективной, плодотворной деятельности трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений;

направления, связанные с количественными аспектами, принципами управления трудовыми процессами, а именно производительностью, составом и численностью работников и их оплатой.

В России достижения в области экономики труда в большинстве случаев связаны с деятельностью НИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ, за многие годы издавшего большое количество методических рекомендаций по весьма широкому кругу вопросов.

Социология труда - часть общей социологии, предметом изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Исследования социологии труда служат для выявления социальных резервов повышения эффективности трудовой деятельности наряду с обеспечением условий развития работников, удовлетворения их потребностей, формирования позитивных внутриколлективных отношений.

1. Сущность и функции труда, его социальные аспекты. Предметная область социологии труда

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей . Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1).

Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Рис. 1.1 Роль труда в развитии человека и общества

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и тд. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис. 1.2).

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, чтос о циология труда - это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду . Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.

Рис. 1.2 Социально-трудовые отношения в сфере труда

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов инорм всфере труда;

изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:

достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

процессе методов сбора фактов;

способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

2. Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов

Состояние и развитие общества в значительной степени определятся количеством и составом его населения. Поднаселением понимается совоку п ность люден, живущих на определенной территории - районе, городе, р е гионе, стране .

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, облада ю щая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой де я тельности, способная производить материальные блага или оказывать у с луги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Прежде чем рассматривать основные понятия различных направлений изучения трудовых ресурсов, целесообразно посмотреть на состав и структуру населения и на изменение ее численности.

Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаем о сти и смертности . Различают три типа воспроизводства населения :

расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;

простое воспроизводство - в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;

суженное - смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.

Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п.

Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения (в промилле) и измеряются с помощью систем коэффициентов и таблиц. Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения.

и

где К Р и К С - соответственно коэффициенты рождаемости и смертности;

Р - число родившихся за год;

С - число умерших за год;

Ч С - среднегодовая численность населения.

Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.

Из табл. 1 видно, что численность постоянного населения России сокращается при неизменной структуре городского и сельского населения. Падение численности населения вызвано, с одной стороны, уменьшением относительного числа родившихся, с другой - увеличением относительного числа умерших, что предопределило за последние три года естественную убыль населения на 5-6 промилле в год. Относительное число браков и разводов за рассматриваемый период существенных изменений не претерпело.

Таблица 1. Численность, состав и показатели естественного движения населения России

Численность, состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 1989 г. Ее основные данные опубликованы и служат базой для получения демографических данных в последующий период. Очередная перепись намечена на 1999 г. Переписи населения дают наиболее точные данные о его численности.

Прогнозирование численности населения позволяет. выявить ожидаемые изменения численности населения; оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране; определить численность трудовых ресурсов, развитие их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс. Для того чтобы определить перспективную численность населения, при составлении краткосрочного прогноза используется метод ретроспективной экстраполяции, на более долгие сроки - метод передвижки по возрастам.

Таблица 2. Численность постоянного населения России (на начало года, тыс. чел.)

Прогноз численности населения делается с учетом долговременных тенденций рождаемости и смертности, а также возрастно-полового состава населения. Уже с середины 60-х годов рождаемость в стране не обеспечивает простого воспроизводства населения: детей числено меньше, чем их родителей. К началу 70-х годов доминирующей стала двухдетная семья, затем постепенно выросло число семей с одним ребенком. Почти три десятилетия естественный прирост населения благодаря многочисленным поколениям женщин детородного возраста увеличивался, но в 90-х годах доля этих поколений уменьшилась. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько более высокой, чем в настоящее время. Однако этого будет недостаточно дня возобновления естественного прироста населения.

3. Структура формирования трудовых ресурсов

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет включительно и у женщин 16-54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14 - 15 лет (в отдельных - 18 лет), а верхняя - во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60-62 года для женщин.

Таблица 3

Средняя продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию (лет)

В России не первый год ставится вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин, с 55 до 60 лет для женщин. Такой процесс будет происходить постепенно, поэтапно - вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57-58 лет у женщин. Имеются сторонники и противники такого решения. Например, одним из аргументов, выдвигаемым противниками увеличения возраста выхода на пенсию, является ссылка на тяжелое экономическое положение работающего населения в целом.

Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения См.: Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости. / Экономика и жизнь. - 1993. - № 20. . В соответствии с данной классификацией на рис. 2.1 представлена схема состава трудовых ресурсов.

Рис. 2.1 Трудовые ресурсы и экономически активное население

Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду. Для того чтобы определить экономическую активность населения, рассматривается ее уровень:

,

где У ЭА - уровень экономической активности населения;

d ЭА - доля численности экономически активного населения;

Ч Н - общая численность населения.

Как видно из табл. 2.4, остается неизменной тенденция сохранения экономически активного населения и удельного веса занятости населения. В то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;

лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2, 3 групп);

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;

отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Таблица 4

Численность и состав экономически активного населения России

Наименование показателей

Тыс. человек

Процент от экономически активного населения

Экономически

активное население: всего 75665

мужчины 38880

женщины 36785

всего 72071

мужчины 37063

женщины 35008

безработные:

всего* 3594

мужчины 1817

женщины 1777

75012 38702 36298

70852 36560 34292

73962 39077 34885

68484 36132 32352

72872 38899 33973

66441 35413 31028

72788 100 38839 100 33949 100

66000 98,3 35112 95,3 30888 95,2

Источник: Россия сии. - в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Рос-

М. 1996. - С.33.

*На конец года.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие.

Рис. 2.2 Структура трудовых ресурсов

Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.

Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Соотношение такое: мужчины - 62,5%, женщины - 51,2% Рынок труда в странах содружества в цифрах и диаграммах. - М., 1994. - С. 8-9. . Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

Уровень образования трудовых ресурсов - важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.

Таблица 5

Уровень образования населения

Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло с 322 чел. в 1989 г. до 370 в 1994 г., или на 15%. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет Россия сегодня - реальный шанс. - М.: Обозреватель, 1994. - С. 106. .

Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.

Таблица 6

Численность выпускников высшей школы по направленности обучения, в процентах к итогу

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране по сравнению с развитыми государствами преобладает подготовка по инженерным специальностям. Зато в области гуманитарных и социальных наук мы серьезно отстаем от других стран.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обьпно это может быть год или более длительный отрезок времени.

Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по следующей формуле:

,

где Т РС _ - среднегодовой темп роста;

n - число лет;

R n - численность в конце периода;

R O - численность в начале периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

где Т ПС - среднегодовой темп прироста.

4. Организационные основы заработной платы

На основе принципов организации и функций заработной платы в условиях построения рыночных отношений создается организационная система оплаты труда непосредственно в низовых звеньях - на предприятии. Перестройка организации заработной платы Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). в соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:

повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения незаработанных денежных средств;

устранение случаев уравнительности в оплате труда, достижение прямой зависимости заработной платы от результатов труда как индивидуальных, так и коллективных;

оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионально-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда, учитывающих дефицитность профессий, а также влияние различных групп, работающих на достижение конечных результатов, и конкурентоспособность производства.

Поскольку в низовых звеньях управления существует специфика в организации оплаты труда, то ее организационные предпосылки должны быть такими, как показано на рис. 4.3.

социальный аспект трудовой ресурс

Рис. 4.3 Организационные основы оплаты труда на предприятии

При организации заработной платы на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах оплаты труда.

В условиях рынка, а тем более в переходный период, меняются направления и характер государственного регулирования распределительных отношений, появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.

Основой государственного регулирования распределительных отношений должны стать: законодательство и соглашения по труду, налоговая система, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией. Без участия государства невозможно гарантировать человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности предприятия. В функции государства, кроме того, должно входить повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечения оптимального распределения трудовых ресурсов, ослабления социальной напряженности и т.д. Становясь участником воспроизводства рабочей силы, государство во многом берет на себя предложение рабочей силы, стремится, чтобы оно отвечало спросу предпринимателей.

Для регулирования перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа для которых у нас в законодательной области создана, но многое предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений этой системы. В законеРФ "О коллективных договорax и соглашениях" предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 июля 1993 г. утверждено положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предусматривающее:

установление общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов работников наемного труда и работодателей;

развитие системы социального партнерства;

содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Реализация этих законодательных актов положила начало развитию системы социального партнерства в области трудовых отношений, однако механизм их действия пока еще недостаточно отработан.

Характеризуя практические шаги в области регулирования оплаты труда в нашей стране, следует отметить, что была разработана и введена Единая тарифная ставка (ETC) для дифференциации уровней оплаты труда различных категорий работников, позволяющая обеспечить равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых за счет бюджетных средств.

Мерой государственного регулирования оплаты труда, обеспечивающей социальную защищенность малоимущих, низкооплачиваемых работников, является установление минимальной заработной платы на объективной основе.

Введение Единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетной сферы сводится к периодическому пересмотру тарифной ставки первого разряда, т.е. минимальной тарифной ставки, на уровне организаций и учреждений данной сферы. У предприятий, не относящихся к бюджетным, величина этой ставки должна предусматриваться в отраслевых соглашениях, коллективных договорах и зависеть от прибыльности отрасли, предприятия. Следует отметить, что наблюдается ярко выраженная дифференциация в уровнях тарифных ставок первого разряда по отраслям, что приводит к негативным последствиям в экономике страны. Назревает необходимость упорядочения работы по заключению отраслевых тарифных соглашений, отражению в них условий оплаты труда работников.

Возвращаясь к вопросу о проблемах установления минимально заработной платы на основе социальных нормативов, следует отметить, что последние являются основным элементом нормативного подхода при оценке потребностей населения. Это прежде всего Критерий эффективного распределения ресурсов потребления, социальных гарантий в области распределения доходов, неотъемлемый атрибут системы индексации доходов населения. Они являются эталонами, без которых невозможно оценить существующий уровень жизни. К их постижению необходимо стремиться при формировании социальной политики. К недостаткам социальных нормативов следует отнести:

отсутствие единого методологического подхода при расчетах нормативов. Разработчики социальных нормативов чаще всего действуют изолированно друг от друга, что приводит к разнобою и дублированию в работе. Одни и те же социальные нормативы, разработанные в разных ведомствах, имеют различные значения,

слабая организация апробирования нормативов и анализа методики их расчетов (обсуждаются лишь конечные результаты), отсутствие ясности в вопросе утверждения нормативов;

несовершенство норм потребления как основы расчетов социальных нормативов (практически они не дифференцированы по районам, социально-демографическим группам населения, не охватывают всего круга потребительских благ и услуг; в них чаще, всего фокусируются абстрактные, а не реальные потребности).

Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии представлена на рис. 4.4, где показаны решения задач, объединенных в три крупных блока: выбор способа формирования основной заработной платы; выбор форм оплаты труда; выбор систем регулирования.

При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования основной заработной платы на базе Единой тарифной сетки, либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ETC, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от фактических результатов работы предприятия. Начисление заработной платы менее трудоемко, но это касается только небольших предприятий.

Рис. 4.4 Последовательность работы но организации заработной платы на предприятии

Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы. В случаях, когда такое опережение не обеспечивается, необходимы тщательный анализ причин и разработка дополнительных мероприятий, направленных либо на увеличение прибыли, либо на снижение расходов на оплату труда.

В современных условиях правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основного элемента - нормирования труда, позволяющего установить соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях. Работа по совершенствованию нормирования труда должна быть направлена на повышение качества норм и прежде всего на обеспечение равной напряженности норм для всех видов труда и для всех групп работников. Равная напряженность норм на различных производственных участках достигается либо за счет установления равных или близких по численному значению коэффициентов напряженности на отдельные элементы трудового процесса или виды работ, либо путем учета в нормах определенного уровня интенсивности труда. Равнонапряженность норм предполагает одинаковую интенсивность труда на различных участках производства. В связи с этим первая величина может устанавливаться с учетом темпа работы и времени занятости :

I = K T Ч K З ,

где I - показатель интенсивности труда, доли единиц;

К Т - коэффициент темпа работы, доли единиц;

К З - коэффициент времени занятости, доли единиц.

На практике для оценки интенсивности труда чаще используют только один ее показатель - темп работы. В этом случае все устанавливаемые затраты рабочего времени корректируются на коэффициент темпа работы.

Коэффициент темпа работы характеризует отношение фактического темпа работы к физически оптимальному, а коэффициент занятости представляет собой отношение фактического времени занятости в смену к условному уровню отсчета, равному определенному проценту длительности смены. Если интенсивность трупа на данном рабочем месте отличается от нормативной, то следует проводить мероприятия по ее снижению или повышению, в частности, изменению нормы труда.

Улучшение нормирования труда рабочих осуществляется на основе всестороннего анализа его состояния по цехам, участкам и другим структурным подразделениям, по видам работ, профессиям и т.п. При этом следует опираться на данные анализа уровня выполнения норм, фотографий рабочего дня, хронометражных замеров.

Для рабочих-сдельщиков основным показателем, на базе которого регулируется уровень оплаты труда, является процент выполнения норм выработки. Более высокое значение показателя позволяет обеспечить и более высокую заработную плату при одинаковых тарифных ставках, а также увеличить премиальные выплаты, если показателем премирования служит уровень выполнения норм. Поэтому одним из главных направлений анализа и установления равнонапряженных норм является определение уровня выполнения норм: в основном и вспомогательном производстве, по структурным подразделениям, по видам работ, профессиям, по разрядам работ, на работах с нормальными условиями и работах с тяжелыми и опасными условиями труда.

Улучшение нормирования труда специалистов и служащих, а также отдельных категорий работников должно осуществляться на основе анализа степени их загрузки и рационального распределения обязанностей, совершенствования структуры управления и внедрения современных технических средств. Необходимо провести работу по сокращению и упорядочению излишних звеньев управления, сокращению численности вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала. Каждому специалисту следует определить регламент работы, обеспечивающий его полную ежедневную загрузку в течение дня. Положения регламента должны быть конкретными, отражать специфику работы специалиста на данном рабочем месте, в данной должности и соответствующей квалификационной категории. В итоге работы по определению новой структуры предприятия и систем управления им, наименований должностей работников в соответствии фактически выполняемыми ими функциями устанавливается требуемая для составления штатного расписания численность руководителей, специалистов и служащих.

Заключение

Трудовые ресурсы являются важнейшей и активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги. Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.

Большое социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, определить численность трудовых ресурсов.

Заработная плата в условиях рыночной экономики есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Основным элементом заработной платы выступает ставка заработной платы, на которую оказывают влияние факторы: изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используем данный труд; полезность ресурса для предпринимателя; эластичность спроса на труд по цене; взаимозаменяемость ресурсов; изменение и на потребительские товары и услуги. Под организацией заработной платы понимают ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Весьма важным элементом организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от группы факторов.

Производительность труда - показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. Она определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда, т.е. выработкой на единицу затрат труда. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его членов. Более того, уровень производительности труда определяет и способ производства, и даже сам общественно-политический строй.

Существует также понятиеэффективности труда. Она шире, чем производительность, и включает кроме экономического (собственно производительность труда) еще психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая эффективность труда определяется воздействием трудового процесса на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан только такой труд, который наряду с определенной производительностью обеспечивает безвредные, благоприятные санитарно-гигиенические условия и безопасность; достаточную содержательность труда и соблюдение границ его разделения; возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностей человека в процессе труда; предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на работника. Отсюда вытекает и понятие социальной эффективности труда, которое включает требование гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение производственного профиля, формирование позитивного социального климата в деловых коллективах, усиление социально-политической активности, совершенствование всего образа жизни.

Ели указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Так, неблагоприятные санитарно-гигиенические и вредные для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи с заболеваемостью предоставлением дополнительных отпусков, сокращение самого активного периода трудовой деятельности человека. Слишком дробное разделение труда ограничивает возможности расширения производственного профиля человека и роста его квалификации. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах могут также существенно снизить производительность труда при прочих равных условиях его организации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами. Анализ уровня, характера занятости и безработицы в обществе. Государственное регулирование рынка труда. Социальные аспекты жизни населения.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2015

    Исследование социологических аспектов труда, отражающих взаимосвязь системы организации трудовой деятельности с личностным развитием человека, а также история социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Определение понятия "труд". Структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда как предмет социологии труда. Основные виды труда, характеристика его функций. Анализ роли труда в жизни человека и общества.

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Особенности рынка труда - сферы формирования спроса и предложения рабочей силы. Основные факторы, под влиянием которых формируется размер оплаты труда. Мобильность трудовых ресурсов, групповая и индивидуальная формы. Точки зрения на причины безработицы.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2016

    Исследование социальных явлений. Объект, предмет, функции социологии труда. Специфика социолистического подхода к изучению труда. Человек в управлении трудом. Социальная сущность труда и формы его организации. Законы и категории, определяющие труд.

    реферат , добавлен 04.03.2009

    Понятие социологии труда, ее сущность и особенности, предметы и методы изучения. Связь социологии с науками о труде. Сущность труда, его разновидности и значение в обществе. Формирование и состав персонала, методика его отбора. Управление персоналом.

    учебное пособие , добавлен 27.02.2009

    Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом. Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Связь социологии труда с другими науками.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Проблема гендерной дифференциации заработной платы как формы дискриминации на рынке труда, ее экономические и социальные последствия. Российская модель реализации государственной политики гендерного равенства с учетом ее специфических признаков.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Характеристика, общие сведения, структура, полномочия, задачи и функции Министерства труда и занятости населения. Динамика и текущее состояние рынка труда в Шиловском районе Рязанской области. Оценка уровня организации производства, труда и управления.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Для чего необходим рынок труда?

Как действуют спроси предложение на рынке труда?
Почему трудно достичь равновесие на рынке труда?
Каковы причины безработицы?
В чем проявляются особенности различных видов безработицы?
Почему безработица - неизбежная спутница рыночной экономики?
Как государство регулирует занятость населения?

Как труд повлиял на процесмы антропо и социогинеза?каковы цели трудовой деятельности? Как они проявляются в понятиях профессия

Специальность,квалификация? в чем состоят различия труда и игры в жизни человека?

Помогите проверить тест, правильно ли я его сделал. 1. О социальных последствиях научно-технической революции речь идёт в суждении:

Благодаря НТР удаётся повышать производительность труда и качество

продукции

в эпоху НТР качественно меняется предмет труда ― материалы, которые подвергаются обработке в процессе производства

под влиянием НТР изменяется профессиональная структура рабочего класса

2. Интенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:

вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства:природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

улучшением качества товаров

3. Экстенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:
+вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства: природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

Увеличением количества выпускаемой продукции

4. Противники экономического роста:

полагают, что экономический рост находится в противоречии с общечеловеческими ценностями

ссылаются на последствия загрязнения окружающей среды

Считают, что экономический рост вызывает у людей беспокойство

5. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику связана с:

идеологией

необходимостью эффективно использовать ресурсы

Неравномерностью экономического развития

6. Социальное регулирование рыночной экономики означает:

Поддержание неимущих слоёв населения

равномерное распределение доходов

увеличение налогов для богатых

7. Правовое регулирование рыночной экономики означает:

издание законов, жёстко регламентирующих поведение участников рыночного

процесса

издание законов, направленных на защиту интересов всех участников рыночных отношений

Издание законов, направленных на ограничение монополий

8. На какой из стадий экономического цикла происходит резкое снижение спроса на товары и услуги?
Депрессия
+Кризис
Оживление

9. Какая из приведённых характеристик соответствует стадии оживления?
Выпуск количества товаров достигает докризисного состояния
+Выпуск количества товаров превышает докризисный уровень
Увеличивается безработица и инфляция

10. Какая из характеристик наиболее точно отражает сущность кризиса перепроизводства?
Кризис приводит к неуверенности людей в завтрашнем дне
Кризис характеризуется как негативное явление в экономике
+Кризис ― это закономерная стадия развития, нарушение равновесия в экономике

11. Экономическая функция государства:
обеспечение обороны страны
охрана законности и правопорядка
+поддержка инвалидов и пенсионеров

12. Задача Центрального банка в регулировании денежно-кредитной сферы государства:
+борьба с инфляцией
распределение госбюджета
финансирование крупных сделок

13. Выиграют от повышения уровня инфляции:
военнослужащие, имеющие фиксированный доход
+должники, взявшие деньги в долг под фиксированный процент
кредиторы, дающие деньги в долг под фиксированный процент

14. Эмиссия ― это:

нежелательное явление в экономике

Процесс выпуска денежных знаков с целью регулирования количества денежной массы

Процесс выпуска денежных знаков, неизбежно приводящий к инфляции

ТЕМА 1. ТРУД КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

1. Труд как предмет и как объект дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения » (Особенности труда как объекта изучения, понятие предмета дисциплины, составляющие элементы процесса труда )

2. Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты (Характеристика понятий «труд», «деятельность», «работа», понятие трудовой и нетрудовой деятельности, аспекты трудовой деятельности)

4. Труд как фактор производства и его функции (ведущая роль труда в процессе производства, роль труда в развитии человека и общества)

5. Удовлетворенность трудом и ее структура (понятие удовлетворенности трудом, ее мотиваторы и факторы; гуманизация труда и ее методы)

1. Труд как предмет и объект дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения”

В названии дисциплины следует выделить такие понятия: экономика, труд, социально - трудовые отношения.

Рассмотрим содержание этих понятий.

Экономика это динамическая общественно - организованная система хозяйствования, которая обеспечивает процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг .

Заниматься экономикой – это значит анализировать все процессы, которые в ней происходят (то есть процессы производства, распределения, обмена, потребления), и предлагать соответствующие механизмы их совершенствования и развития.

Понятие “труд” - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные, духовные блага, которые осуществляется и (или) управляется человеком или по принуждению (административному или экономическому) или по внутреннему побуждению, или по тому и другому одновременно.

Труд изучается многими дисциплинами: Физиология и психология труда, Гигиена труда, Организация труда, Нормирование труда, Социология труда, Праксеология, Трудовое право и др. Но эти дисциплины отличаются теми гранями объекта «труд», какие они исследуют.

В труде, как в объекте изучения ЭТ и СТО, рассматриваются такие его особенности:

Труд - это целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, которая должна быть эффективно, рационально и экономично организована;

Труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, действенного функционирования любой организации;

Труд не является товаром в обычном экономическом понимании этого слова, товаром являются услуги рабочей силы, которые предоставляются наемными работниками в процессе труда;

В процессе труда формируется система социально – трудовых отношений, которые возникают в процессе трудовой деятельности, и являются стержнем общественных отношений на уровне страны, региона, фирмы и отдельных индивидов, и направлены на регулирование качества трудовой жизни.

Интегрируя содержание составных понятий “экономика”, “труд” «социально-трудовые отношения», сформулируем сущность “ЭТ и СТО” как сферы научных знаний и практической деятельности - это динамическая, общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации и т.п.), распределение, обмен (обмен израсходованных усилий рабочего в процессе трудовой деятельности на материальные и духовные блага), потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств труда и предметов труда, формируются и развиваются взаимоотношения между субъектами производства в сфере труда.

Исходя из этого, сформулируем предмет дисциплины. Предмет ЭТ и СТО – это труд, как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно есть взаимодействием между человеком и природой, а также взаимоотношениями между людьми в процессе и по поводу производства.

В любом процессе труда можно выделить такие его составляющие элементы:

Предмет труда – это то, на что направлен труд: вещество природы или предмет, который уже был получен в предшествующем процессе труда, или объект предоставления услуг, с целью предания им новых свойств, полезных человеку;

Средства труда – машины, механизмы, инструменты, приборы, то есть орудия труда, а также здания, где происходит трудовой процесс, сооружения, которые его обеспечивают;

Способ влияния на предметы труда или технология деятельности, предусматривает наличие определенных профессиональных знаний и умений для выполнения работы;

Организация труда, то есть упорядочение процесса труда в пространстве и во времени;

Сам труд, как целесообразная деятельность человека, которая с помощью средств труда, технологии и определенной организации влияет на предмет труда с целью приспособления его для своих потребностей.

Каждый из этих элементов является необходимым в процессе общественного труда и в зависимости от степени их совершенства, полноты использования конечный результат руда будет разным.

На эффективность труда будут влиять предметы труда, которые используются, в технологическом процессе. Так на изготовление изделий из пластмасс расходуется в 3-8 раз меньше труда, чем на аналогичные изделия из металла. Химизация также дает значительную экономию затрат овеществленного труда. Каждая тонна пластмассы заменяет в среднем 4-5 тонн пиломатериалов и древесины, что позволяет сэкономить как живой, так и овеществленный труд. На трудоспособность работника влияет совокупность параметров средств труда, которые должны быть эргономичными, то есть приспособленными к человеку. Если имеет место несоответствие психофизиологических характеристик человека и параметров оборудования, то нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника, падает его производительность.

В случае если технологический процесс не будет обеспечен работниками соответствующего профессионально - квалификационного состава, не владеющих практическими навыками, необходимыми приемами и методами труда, то это может привести к производству бракованной продукции, поломкам оборудования, травматизму и другим отрицательным явлениям.

Поэтому исследование этих элементов процесса труда с точки зрения влияния их на трудоспособность работника является очень важными для обеспечения высокой производительности и эффективности труда.

Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты

Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Влияя на окружающую среду, изменяя ее и приспосабливая к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Характеризуя участие человека в создании любых благ, которые удовлетворяют его потребности, используют такие понятия: деятельность, функционирование, занятие, работа, труд и др.

Деятельность – форма существования человека, это процесс, в котором реализуются физические и умственные способности для удовлетворения определенных потребностей. Это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, которая регулируется осознанной целью. Преобладающая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

Деятельность может быть физиологически обусловленной и физиологически не обусловленной, инстинктивной и осознанной, легитимной и не легитимной, целенаправленной и бесцельной, созидающей и разрушительной, востребованной и невостребованной. Осознанную деятельность разделяют на трудовую и нетрудовую.

Основными критериями, которые отличают трудовую деятельность от нетрудовой, являются такие:

Связь с созданием потребительских благ. Деятельность, которая не связанная с созданием полезных продуктов, не является трудом. Например, странствия, прогулки, игры как форма отдыха связаны с восстановлением трудоспособности, с развитием человека, воспроизведением жизнедеятельности;

Целеустремленность деятельности. Бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, так как это напрасное расходование человеческой энергии, которое не имеет положительных результатов;

Легитимность деятельности. К труду относится лишь не запрещенная деятельность;

Востребованная деятельность. Если человек израсходовал время и силы на создание продукта, который никому не нужен, то такую деятельность нельзя считать трудом.

Виды деятельности представлены на рис.1


Рис. 1. Взаимосвязь понятий “труд - деятельность”(где 1,2,3,4 – это следующие виды деятельности: запрещенная, бесцельная, не созидательная, не востребованная).

Таким образом, с экономической точки зрения, труд - это процесс осознанной, целесообразной, легитимной, созидательной, востребованной деятельности людей, с помощью которой создаются общественно-полезные блага.

Для характеристики деятельности человека очень часто применяют понятие «работа». Существует мнение, что это понятие можно применять лишь к механическим действиям животных, машин и механизмов, а также сил природы, а целесообразная деятельность человека – это именно «труд», а не «работа». Этим подчеркивается принципиальное отличие осознанной создающей роли человека в отличие от неосознанной роли животных, действия которых основаны на сформированных у них человеком условных рефлексах.

Между тем, в отношении человека, понятия работа и труд оправданно используются как синонимы: пошел на работу, рабочее место, рабочее время, работоспособность человека и др.

В трудовой деятельности человека можно выделить такие аспекты:

- общественный , потому, что цели деятельности человека обусловлены потребностями общества, которые формируют, определяют, направляют, регулируют деятельность человека;

- экономический, проявляется в занятости, функционировании рынка труда, оплате и материальном стимулировании труда, производительности труда, планировании, анализе и учете труда и др.;

- социальный, так какв процессе труда реализуются потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения разных социальных групп работников; формируется и развивается система социально – трудовых отношений, которая является стержнем трудовых отношений на всех уровнях экономики; рассматриваются содержательность, престижность, привлекательность труда;

- психофизиологический, как процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физического) энергии человека, характеризуемый тяжестью, напряженностью труда; гигиена труда и др.;

- технико-технологический : техническое и технологическое оснащение, электро- та энерговооруженность труда, техника безопасности, экология и прочее;

- правовой – законодательное регулирование трудовых отношений: занятости, безработицы, социальной защиты и прочее.

Практически, в любой форме проявления труда, социально – трудовые проблемы охватывают почти все, или большинство аспектов трудовой деятельности. Это свидетельствует о сложности решения проблем в сфере труда.

В процессе трудовой деятельности следует выделять содержание и социально – экономический характер труда.

Сложность труда;

Профессиональная пригодность работника;

Степень самостоятельности работника.

Рассматривая первый признак, следует учитывать, что в процессе труда осуществляются такие функции:

Логическая, которая связана с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

Исполнительская, то есть приведение средств труда в действие разными способами, чтобы влиять на предмет труда;

Регистрации и контроля, наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

Регулирование, корректировка, уточнение заданной программы.

Любая из этих функций может в разной степени присутствовать в труде отдельного работника, но непременно присуща совокупному труду. В зависимости от преобладания в трудовой деятельности тех или других функций, определяется сложность труда, складывается определенное соотношение функций умственного и физического труда.

Определение этого соотношения имеет важное значение для обоснования меры оплаты труда. Для этого необходимо проведение редукции труда, то есть приведение сложного труда к простому труду.

Сложный труд в отличие от простого имеет такие особенности:

Выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль, координирование;

Концентрация активного мышления и целенаправленное сосредоточение;

Последовательность в принятии решений и действий;

Точная и адекватная реакция организма человека на внешние раздражители;

Быстрые, ловкие и разнообразные трудовые действия;

Ответственность за результаты труда.

Рассматривая такой признак как “профессиональная пригодность работника ” следует отметить, что ее влияние на результаты труда обусловлено способностями человека, формированием и развитием его генетических склонностей, удачным выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Необходимо учитывать, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как она включилась в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Лишь в процессе трудовой деятельности возможно определить степень сопряжения человека и профессии. В ходе профориентации, профессиональной консультации и профотбора создаются предпосылки такого сопряжения.

Следующий признак содержания труда – степень самостоятельности работника , которая зависит как от внешних ограничений, так и внутренних. Внешние определяются формой собственности: государственное, коллективное, частное предприятие, где работает человек. Внутренние ограничения обусловлены масштабом и уровнем сложности работы.

Сущность рассмотренных признаков содержания труда служит основой горизонтальной и вертикальной дифференциации в оплате труда. Сложность труда отражается в справочниках квалификационных характеристик профессий работников, в должностных инструкциях, трудовых обязанностях и др. документах, которые регламентируют функции работников.

Классификация содержания труда:

По смыслу различают содержание труда в сфере материального и не материального производства;

По видам деятельности выделяют содержание труда: предпринимателя, руководителя, ученого; служащего, рабочего, фермера др.;

По профессии: экономист, юрист, врач, инженер, технолог, слесарь, водитель и т.п.;

По специальности:

экономист: финансист; маркетолог; бухгалтер;

слесарь: слесарь – сантехник; слесарь – водопроводчик и т.п.

Социально – экономический характер труда отражает сущность развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда – это качественные характеристики труда, которые отражают особенности его функционирования не зависимо от содержания труда. Это его социально – экономические признаки, которые отображают тип общественной организации труда и отношение к нему работников.

Характер труда предопределяют такие факторы:

1) формы собственности: свободный и принудительный труд; индивидуальный и общественный; наемный труд и частный труд др.;

2) отношение к труду: престижный и не престижный;

3) отношения распределения: в соответствии с трудовым вкладом, только по конечным результатам, по собственности;

4) сущность социальных различий в процессе труда.

В зависимости от характера труда различают такие его виды:

Принудительный и свободный;

Частный и наемный;

Индивидуальный и коллективный;

Личный и общественный;

Творческий – рутинный;

Умственный (интеллектуальный) и физический;

Разной степени тяжести, вредности и опасности, напряженности др.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой и зависят от развития продуктивных сил и состояния производственных отношений. Изучение этих категорий позволяет на научной основе подойти к осуществлению распределения и кооперации труда; разработке рациональных режимов труда и отдыха; формированию действенных форм мотивации и стимулирования труда.

Разнообразие видов труда требует определенной их классификации. Выделяют следующие критерии классификации:

1) по характеру и содержанию труда;

2) по предмету и продукту труда;

3) по средствам и способам труда;

4) по условиям труда.

Классификация видов труда в зависимости от характера и содержания рассматривается в двух аспектах: социальном и структурном. Первый обусловлен формой собственности на средства производства: труд частный (собственника, арендатора) и наемный труд; труд индивидуальный и общественный. Социальный характер труда обнаруживается в формировании способов мотивации работы (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда по степени интеллектуализации труда (умственный и физический; творческий и репродуктивный) и квалификационной сложности трудовых функций (определяется количеством составляющих элементов, их многообразием, новизной и условиями выполнения).

Классификация видов труда по предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. Профессиональное разделение предопределяет выделение труда научного работника (исследователя), инженера, управленца, производителя, педагога, врача др. По функциональному разделению выделяют труд предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий (последняя отображает и профессиональный признак).

При отраслевом делении видов труда рассматривают процессы лишь по основной деятельности, в связи, с чем выделяют труд промышленный и сельскохозяйственный (труд в растениеводстве и труд в животноводстве), в строительстве, транспорте, в коммуникационной сфере др.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный и автоматизированный, а также низко -, средне- и высокотехнологичный.

  • Аспекты и пути решения кадровых и управленческих проблем на авиационных и самолетостроительных предприятиях.

  • Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

    Труд и ра бота - понятия не равноценны, не тождественны. Труд - явление общественное, она присуща только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.

    Обязательные элементы труда - рабочая сила и средства производства.

    Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются ею в процессе труда. Рабочая сила - основная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда . Предметы труда - это продукты природы, В процессе работы подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительскую стоимость. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или добавляют к основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

    Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

    Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе работы не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются. Новые потребности с требованиями их дальнейшего удовлетворения (рис. 1).

    Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

    Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

    Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездеятельности, то деятельность выступает как активный процесс, а бездеятельность - как пассивный.

    Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:

    связь с созданием благ , т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созданием, не является трудом. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, приема пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;

    целенаправленность деятельности . Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, потому что это пустая трата человеческой энергии, не дает положительных результатов;

    легитимность деятельности . К работе относится только запрещенную деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена ​​на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;

    востребованность деятельности . Если человек затратила время и усилия на изготовление изделия, оказался никому не нужным, то такую ​​деятельность нельзя считать трудом.

    Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.

    В процессе труда на человека влияет большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, действующих на ее работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

    Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, влияющие на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны ее развития, и прежде всего отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.



    © imht.ru, 2024
    Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация