Курсы менеджер по кадрам. Курсы менеджеров по персоналу. Узнайте больше об уникальных преимуществах и результатах программы обучения HR на презентации

13.02.2022

* - цена с действующими скидками, рублей.

Базовая
цена,
руб

Часы / Дни

Курсы кадрового делопроизводства

15%
11900

15%
11900

15%
11900

15%
11900

32 час.
8 занятий

15%
13600

15%
13600

15%
13600

15%
13600

40 час.
10 занятий

32 час.
8 занятий

16 час.
4 занятий

20%
17500

20%
17500

20%
17500

20%
17500

48 час.
12 занятий

256 час.
не проводятся занятий

Для тех, кто желает освоить профессию менеджера по персоналу «с нуля», представлен учебный курс «Организация и управление кадровой службой». Учебная программа ориентирована на слушателей, не обладающих начальными знаниями и опытом работы в данной сфере. Поэтому практически все учебное время слушатели будут осваивать азы кадрового менеджмента, начиная с основ организации и стандартизации, заканчивая подробным изучением функций службы персонала согласно законодательству и трудовому кодексу РФ. Практическая часть курса нацелена на решение кейсовых задач из практики современного кадрового менеджмента компаний различных форм собственности. На последнем занятии слушатели сдают квалификационный экзамен. Выпускники получают документ об окончании обучения: удостоверение установленного образца и им присваивается квалификация: менеджер по персоналу .

Модульные программы обучения «Организация и управление кадровой службы с изучением 1С:Зарплата и управление персоналом» построены на базе курса менеджеров по персоналу описанного ранее. Учебная программа дополнена этапом практического обучения слушателей работе в 1С:Зарплата и управление персоналом, которая является полезным инструментом для менеджера по персоналу и кадровика. Умение работать в данной компьютерной программе 1С позволит автоматизировать расчет заработной платы и реализовать кадровую политику организации, что приведет к повышению эффективности работы специалиста кадровой службы. Выпускники получают удостоверение установленного образца.

Наш образовательный центр предлагает курс повышения квалификации для менеджеров по персоналу и кадровиков, имеющих опыт работы, а также для слушателей, прошедших обучение на курсе «Организация и управление кадровой службой». Учебная программа построена на изучении более профессионального и специализированного материала. Внимание акцентировано на освоении управленческой деятельности в кадровом менеджменте, изучении персонал-технологий, моделей и методов управления персоналом. Практическая часть обучения состоит из решения многообразных кейсовых задач под проблематику современных реалий службы управления персоналом и отработке практических навыков работы. Завершается курс квалификационным экзаменом. Выпускники получают свидетельство государственного образца и им присваивается квалификация: менеджер по персоналу (повышение квалификации) .

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), к числу основных требований для должности менеджера относятся:

  • высшее образование по специальности «менеджмент» либо высшее образование по другим специальностям с дополнительной подготовкой по менеджменту;
  • опыт работы в должности от 2-х лет.

Тем, кто выбирает профессию «менеджер по персоналу», обучение в вузе по специальности 38.03.03 поможет приобрести необходимые знания для начала построения карьеры в этой области менеджмента.

Обучение по специальности «менеджер по персоналу» Москва предлагает пройти в вузах, обеспечивающих высокое качество подготовки по данному профилю:

  • РГГУ;
  • МГПУ;
  • РАНХиГС
  • РЭУ им. Плеханова;
  • РГСУ;
  • МГОУ.

Тем, кто получил непрофильное образование, но хотел бы развиваться в области управления человеческими ресурсами, получить необходимые знания помогут дополнительные курсы. Одним из наиболее популярных вариантов такой подготовки является курс «менеджер по подбору персонала», обучение на котором позволит быстро наработать знания и навыки поиска, отбора и оценки кандидатов на должности. Пройти их можно очно или дистанционно.

Дистанционное обучение менеджер по персоналу может получить как в своем городе, так и в лучших образовательных центрах переподготовки, расположенных в крупных городах страны. В структуру таких программ входят:

  • аудиторные занятия в форме семинаров, вебинаров, лекций, которые проводятся с использованием интернет-технологий;
  • практические занятия с разбором реальных рабочих ситуаций;
  • индивидуальные консультации с преподавателями курса;
  • самостоятельное изучение профессиональной литературы, которая предоставляется организаторами через доступ к собственным электронным библиотекам.

Полностью самостоятельно менеджер по персоналу обучение онлайн (бесплатно) может пройти на крупнейших образовательных площадках:

  • EduMarket.Ru;
  • Coursera;
  • Businesslearning.ru.

Все эти ресурсы содержат онлайн-курсы, в структуру которых входят:

  • видеозаписи семинаров от ведущих экспертов;
  • решения бизнес-кейсов;
  • презентации по конкретным учебным дисциплинам;
  • тесты для самостоятельной проверки и оценки уровня усвоения материала.

Профстандарт

С 2015 г. введен в действие , утвержденный 06.10.2015 Министерством труда и социальной зашиты РФ. В отличие от ЕКС, стандарт определяет несколько должностей специалистов и руководителей служб с учетом специфики их функций.

В общий состав должностей с подробным описанием квалификационных требований, трудовых функций, знаний и навыков, необходимых для их выполнения, входят как должности без функциональной специализации, так и ряд узкопрофильных должностей:

  • специалист по кадровому делопроизводству;
  • специалист по документационному обеспечению работы с персоналом;
  • специалист по документационному обеспечению персонала;
  • специалист по подбору персонала;
  • специалист по оценке и аттестации персонала;
  • специалист по развитию и обучению персонала;
  • специалист по развитию карьеры персонала;
  • специалист по нормированию и оплате труда;
  • специалист по организации и оплате труда;
  • специалист по компенсациям и льготам;
  • специалист по социальным программам;
  • специалист по работе с представительными органами работников;
  • специалист по корпоративной социальной политике.

Такой подход позволяет предприятиям отразить в названии должности приоритетные направления работы сотрудника и сформировать функционал должности с учетом специализации.

Для менеджеров, работающих в консалтинговых компаниях, занимающихся подбором персонала для клиентов — юридических лиц, разработан отдельный , утвержденный 09.10.2015.

Применение профстандарта не является обязательным требованием, поскольку все перечисленные в стандартах должности не относятся к категории вредных профессий или видов профессиональной деятельности, предоставляющих право на получение дополнительных льгот от государства.

Тем не менее при разработке функционалов и должностных инструкций можно обратиться к тексту стандарта, чтобы создать качественный документ, полноценно и структурированно описывающий обязанности и требования к работникам.

Отличие кадровика от «персональщика»

Менеджеры по кадровому делопроизводству занимаются оформлением и ведением кадровой документации в соответствии с требованиями трудового законодательства. «Персональщики», как правило, выполняют обязанности по оформлению приема или увольнения сотрудников в нагрузку к своему специализированному функционалу по поиску, адаптации, оценке или развитию сотрудников предприятия.

Кто занимается обучением персонала

Для увеличения уровня компетентности работников предприятия компании принимают сотрудников на должность «менеджер по обучению», обязанности которого связаны с оценкой потребности работников в получении новых знаний и подготовкой обучающих программ. Также в функции менеджера по обучению персонала входит поиск компаний-партнеров, тренеров, способных улучшить знания и навыки сотрудников предприятия, разработка методов оценки эффективности проведенных семинаров или тренингов.

Еще одним сотрудником HR-отдела, обеспечивающим выполнение задач по увеличению компетентности работников, является менеджер по обучению и развитию персонала, обязанности которого связаны не только с администрированием обучающего процесса, но и с подготовкой программ развития работников с учетом результатов обучения. В его функционал входят:

  • разработка индивидуальных планов развития работников;
  • участие в процессах формирования кадрового резерва организации;
  • оценка динамики изменений в результатах работы сотрудников после пройденных программ;
  • отбор кандидатов из внутреннего резерва для назначения на новые должности.

KPI менеджера по обучению и развитию персонала, с помощью которых оценивается эффективность его работы, включает показатели:

  • выполнение плана по обучению;
  • эффективность проведенного обучения — рост производительности труда или качества выполнения функций сотрудниками после обучения;
  • качество кадрового резерва: количество резервистов, переведенных на должности резерва и успешно прошедшие испытательный срок, к общему количеству сотрудников, назначенных на должности резерва.

Справиться с такими задачами без дополнительной подготовки удается не всем, и может потребоваться дополнительное образование для формирования необходимых компетенций и получения знаний. Дополнительные курсы «Менеджер по обучению и развитию персонала» можно пройти, например, в учебном центре при МГТУ им. Баумана или Институте профессионального кадровика.

Для того чтобы оценить востребованность этой профессии, достаточно посмотреть предложения работодателей на любом сайте по поиску работы. По запросу в поисковой строке «менеджер по обучению персонала, вакансии, Москва» регулярно появляются более 100 вакансий в месяц с заработной платой от 30 000 руб. для начинающих специалистов до 100 000 руб. для профессионалов с опытом работы. Что касается регионального рынка труда, потребность в сотрудниках этого профиля растет каждый год. Работу по этой профессиональной специализации можно найти не только в столице, но и в любом городе страны, поскольку компании готовы активно развивать свой кадровый потенциал. А для качественной организации этого процесса нужны люди, имеющие необходимую профессиональную подготовку и опыт.

Кто такой HR

HR-специалист - профессионал, обладающих компетенциями во всех областях управления человеческими ресурсами.

Такие универсалы приглашаются в компании в двух случаях:

  1. Сотрудник будет работать в единственном лице в небольшой по размеру организации.
  2. Требуется профессионал высокого класса, который возглавит всю работу по управлению сотрудниками предприятия и в его подчинение будут переданы узкопрофильные HR-менеджеры. Как правило, в этом случае речь идет об HR-партнере, решающем не только тактические задачи, связанные с наймом, адаптацией, оценкой, развитием и мотивацией, но и выстраивающим всею стратегию управления работниками организации.

Программа «HR-академия» нацелена на расширение практических навыков, повышение уровня квалификации и получение новых знаний в области управления персоналом.Программа включает 9 модулей, которые проводятся как в открытом, так и в корпоративном формате. При выборе Клиентом корпоративного формата содержание модулей и их количество обсуждается с Клиентом в зависимости от его потребностей. Возможно два варианта проведения программы тренинга управления персоналом:

    Тренинг HR по одному или нескольким модулям программы, включающий теоретическую и практическую части (интерактивные кейсы и упражнения);

    Тренинг HR по одному или нескольким модулям программы, включающий проектную работу, разбор и оценку её результатов, а также финальную оценку итогов обучения по выбранным модулям. (Комплексная программа)

Открытый формат программы предусматривает участие в любом из модулей, содержание которых не меняется.

  • Курсы HR управления персоналом рассчитаны на специалистов кадровых и консалтинговых служб, HR-менеджеров, HR-директоров и руководителей компаний, а также всех тех, кто сталкивается с вопросами подбора, оценки, обучения и развития персонала, мотивации и повышения эффективности HR. Вы получите навыки и инструменты, эффективность которых проверена на практике. Узнаете, как повысить производительность HR-подразделений, поймете, как работать с HR аналитикой, изучите методы и подходы, позволяющие построить эффективную систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников, узнаете новые тенденции в области удержания талантов.
  • В программу курса менеджеров по персоналу преподаватели включили все актуальные на сегодняшний день вопросы.
  • Узнайте больше об уникальных преимуществах и результатах программы обучения HR на презентации!

    Целевая аудитория

    • Руководители и сотрудники департаментов по работе с персоналом
    • Руководители бизнес подразделений, которые хотели бы расширить свои знания в области управления человеческими ресурсами и трудового законодательства.

    Что получают участники

    • Практические навыки по темам, вошедших в программу «HR-академии», которые впоследствии можно успешно реализовать в своей повседневной деятельности и рабочих проектах
    • Знания лучших российских и международных практик, последних тенденций, новейших инструментов и подходов в области работы с персоналом
    • Умение решать сложные и нестандартные задачи, используя комплексный подход
    • Возможность выявить и устранить существующие пробелы в знаниях.

    Контакты

    Зарегистрируйся на презентацию

    Отзывы

    «Редкий случай соотношения полноты, простоты, качества и материала, и его подачи. (О модуле «HR-аналитика»)»

    Оксана Швец Начальник отдела кадров, «Гознак»

    «Системный подход, много примеров из реальной жизни с учетом современных тенденций, мировой практики. (О модуле «HR-аналитика»)»

    Надежда Голенева Руководитель департамента по работе с персоналом, «Дымов»

    «Отлично, превосходит ожидания. Много идей для применения на практике, для исследований. (О модуле «HR-аналитика»)»

    Наталья Шкред Ведущий специалист по компенсациям и льготам, «Дымов»

    «Очень структурированная подача материала и хороший охват тем, интересные реальные кейсы. Особенно хотелось бы отменить значимость следующих тем: технология и необходимость формирования кадрового резерва.

    (О модуле "Управление талантами в современном мире")


    Программа заставляет задуматься: а все ли я правильно делаю? Позволяет увидеть риски и слабые места в той системе, что есть у нас. Очень полезный тренинг, затрагивающий глобальные изменения и трансформацию обучения!


    Елена Добродеева Специалист отдела управления персоналом, ПАО "Трансконтейнер"

    «Особенно полезно - тренды и тенденции в сфере вознаграждения + возможности по комбинированию различных инструментов.

    Надежда Милехина

    «Очень позитивная атмосфера, опыт, подкрепленный примерами из рабочих ситуаций!
    Очень полезно, что теоретическая информация подкрепляется практическими примерами. Есть возможность обсуждения материала в групповой дискуссии, дается не просто теория.
    (О модуле "Вознаграждение и мотивация")»

    Екатерина Соколова Руководитель группы по работе с персоналом, Volkswagen Group Rus

    Добродеева Елена ПАО "Трансконтейнер"

    «Тема была охвачена в полном объеме, а главное было выдедлено достаточно времени на практическую часть! Особенно для меня былы полезны материалы по системе вознаграждений и работе с разными поколениями, мотивации разных поколений

    (О модуле 5 "Вознаграждение и мотивация") »

    Елецкая Оксана

    «Очень четкий, логично выстроенный тренинг! Приятная и доброжелательная атмосфера. Все очень понравилось! Открыла для себя новые интересные детали по организации процесса интервью, оценке по компетенциям!! Буду думать и стараться их внедрить у себя в компании! Большое спасибо тренеру!

    (О модуле "Подбор и адаптация персонала")»

    Светлана Пучкова Старший специалист отдела персонала, HAVI Logistics

    «Отличный стиль изложения! Тренер динамично, живо, умело вовлекал и инициировал дискуссию!

    (О модуле "Управление талантами в современном мире") »

    Шотина Александра Менеджер по подбору персонала, ООО "Сибирская генерирующая компания"

    «Хотелось бы поблагодарить тренера, отличный преподаватель для стратегического (helicopter) взгляда на область L&D. Семинар наполнен исчерпывающей информацией по мега-трендам, анализу потребностей в обучении, оценке эффективности! Контент превзошел ожидания!

    (О модуле "Обучение и развитие персонала") »

    Александра Цыганова Cпециалист по обучению и развитию персонала, Volkswagen Group

    «Очень понравился преподаватель с профессиональной точки зрения и по личностным качествам! Особенно интересной и полезной была тема Интервью по компетенциям!

    (О модуле "Подбор и адаптация персонала")


    Спасибо большое за интерактив, использование мобильных приложений, международную практику, баланс теории и практики! Отдельно хотелось бы отметить тему глобальных вызовов и навыки для будущего!!


    (О модуле "Обучение и развитие персонала") »

    Венера Фахрутдинова Департамент управления талантами, Внешэкономбанк

    «Очень практический и содержательный, тесно завязанный на современные реалии бизнеса, курс! Очень полезная информация о грейдировании и выстраивании системы премирования в компаниях

    (О модуле 5 "Вознаграждение и мотивация") »

    Добродеева Елена ПАО "Трансконтейнер"

    Человеческий капитал - основа бизнеса. Курсы менеджеров по персоналу в Русской Школе Управления помогут вам научиться управлять человеческими ресурсами. Вы сможете применить знания на практике, повысите навыки коммуникации и начнете разбираться в людях. Научитесь выстраивать модель управления персоналом в соответствии со спецификой бизнеса. Курсы HR-менеджеров дают актуальную информацию по управлению кадровой политикой компании.

    Результаты обучения

    В курсы управления персоналом вошли теоретические и практические блоки. Обучение проходит в формате семинаров и тренингов и включает работу с методическими материалами, ролевые игры, изучение кейсов компаний.

    Слушатели курсов эффективного HR научатся:

      Разрабатывать и внедрять систему мотивации персонала.

      Разрабатывать и внедрять корпоративную культуру.

      Разбираться в трудовом законодательстве.

      Подбирать системы оплаты труда с учетом специфики компании.

      Работать с профилями кандидатов.

      Проводить собеседования.

      Организовывать систему оценки персонала.

    Кому будут полезны курсы HR?

    РШУ приглашает на курсы HR-менеджеров в Москве. Они будут полезны:

      Руководителям, HR-менеджерам и сотрудникам кадровых служб.

      Директорам по персоналу.

      Сотрудникам рекрутинговых агентств.

      Корпоративным психологам.

    Курсы по персоналу будут интересны не только профильным специалистам, но и руководителям, которые хотят разработать эффективную кадровую политику. Обучение управлению персоналом в РШУ - это возможность получить нужный опыт и знания, которые повысят вашу конкурентоспособность на рынке труда.

    "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2013, N 2

    КАК МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ ПОВЫШАТЬ СВОЮ КВАЛИФИКАЦИЮ

    HR-менеджеру, остановившемуся в профессиональном развитии, карьерный рост "не светит", поэтому необходимо постоянно учиться, приобретать знания и осваивать новые методики. Но делать это нужно продуманно. Для повышения своего профессионального уровня применимы далеко не все способы и методы обучения.

    Если проанализировать рынок труда, то есть посчитать количество вакансий и резюме на известных "работных" порталах, таких как hh. ru и superjob. ru, то можно установить, что на одну вакансию специалиста в сфере управления персоналом приходится несколько резюме. В среднем четыре-пять. Может сложиться впечатление, что рынок насыщен, HR-менеджеров слишком много, а работы, соответственно, мало. А значит, трудоустроиться и карьерно расти в этой области сложно. Однако картина эта иллюзорная. Работодатели отказывают многим кандидатам. Причина - низкая квалификация соискателей и отсутствие профессионального опыта. Причем часто отрицательное решение ждет соискателей, уже имеющих опыт работы. Можно, конечно, сказать, что во всем виноваты работодатели, которые сами не знают, чего хотят, но на самом деле причина того, что HR-ы порой долго ищут работу, банальна - это недостаток знаний, умений и навыков.

    Несмотря на то что менеджер по персоналу не самая хорошо оплачиваемая специальность, требования к ней достаточно высокие. Особенно это касается позиций специалистов по обучению и развитию, специалистов по мотивации, в сфере подбора топ-персонала.

    Рынок труда "перегрет" резюме еще и потому, что должность HR-а привлекает многих соискателей, не имеющих серьезного опыта работы. Это выпускники различных экономических и "менеджерских" факультетов. Сложно сказать, чем им так приглянулась работа менеджера по персоналу. В настоящее время наиболее востребованными и "денежными" являются вакансии в сфере продаж и рабочие специальности. Рабочей специальности бывший студент не имеет, продавать и оказывать услуги не хочется, а хочется "управлять людьми", повелевать и вершить судьбы. А это каким-то причудливым образом связывается в сознании вчерашнего студента с кадровым менеджментом.

    Как бы то ни было, но качество подготовки менеджеров по персоналу остается довольно низким. В целом это происходит не от того, что HR-ы такие ленивые и не хотят учиться, а потому, что сама профессия специалиста по управлению персоналом является сложной. Учебные заведения, конечно, готовят специалистов по управлению персоналом, но насколько они соответствуют требованиям работодателей?

    Начнем с того, что существуют специализации в самой сфере кадрового менеджмента. И эти отрасли сами по себе объемные. Возьмем, к примеру, обучение персонала. В сфере развития персонала есть как минимум две должности - это специалист по обучению, который занимается программами обучения, организацией учебного процесса (своего рода завуч в организации), и преподаватель или бизнес-тренер. Чтобы овладеть этими специальностями, нужно иметь опыт преподавательской работы, т. е. уметь учить. А как мы знаем, учить людей - это отдельная профессия, которую получают в педагогическом институте.

    А если взять специалистов по мотивации? Таких вообще не готовит ни один вуз. Данная специальность предполагает знание финансов, экономики предприятия и в то же время - психологию мотивации. В общем, проблема профессиональной подготовки менеджеров по персоналу объективна. Это настолько обширная отрасль знания, что выучить все не представляется возможным. Но учиться нужно. Во-первых, необходимо повышать престиж профессии. Во-вторых, успешно конкурировать на рынке труда. Причем это касается как начинающих, так и опытных эйчаров.

    Где учиться?

    Итак, учимся, повышаем квалификацию, престиж профессии и уровень зарплаты. Где и как учиться? Оговорим сразу, что высшее образование по специальности "Управление персоналом" нужными практическими навыками не вооружает. Впрочем, как и теоретическими познаниями. Это справедливо по крайней мере для тех, кто имеет хотя бы небольшой опыт работы в управлении персоналом. Тем не менее некоторые HR-ы делают ошибку, когда получают второе высшее образование по управлению персоналом.

    Для молодого человека, конечно, лучше иметь такое высшее образование, чем не иметь никакого. Для не имеющего опыта работы это полезно, потому что диплом, независимо от специальности, - пропуск к новым профессиональным и карьерным возможностям. К тому же такое обучение дает представление о будущих обязанностях HR-менеджера (хотя это можно было сделать за значительно меньший срок): все-таки студент, имеющий некоторую познавательную активность, хотя бы будет представлять, что система управления персоналом включает в себя несколько подсистем (обучение, подбор и т. д.).

    Учимся у более опытных

    Лучше всего получать знания у опытных людей: такой формат обучения ничто не заменит. Только в непосредственном контакте можно овладеть конкретными методами и приемами решения задач.

    Пример 1. Наталья Ф. пришла работать в отдел управления персоналом на должность помощника менеджера по подбору. В самом начале своей HR-карьеры она мало что понимала и умела разве что распечатывать резюме, поступившие по электронной почте. Но у Натальи был хороший наставник - Вера К., начальник службы. Она могла объяснить, на что нужно обращать внимание при чтении резюме, как вести себя с агрессивными кандидатами, какие вопросы задавать во время собеседования, чтобы кандидат свободно рассказывал о себе, "не зажимаясь" и не пытаясь приукрасить свои достоинства, как говорить с руководителями подразделений. В итоге Наталья получила очень хорошую подготовку, причем когда в отделе появилась еще одна сотрудница, выпускница по специальности "управление персоналом", то Наталья не только не чувствовала себя менее квалифицированной, но и могла дать фору в плане профессиональной подготовки.

    Проблема в том, что вуз не обучает как раз таким нюансам, вузовская подготовка иногда даже вредит. Потому что вчерашний студент, пришедший на работу, ошибочно думает, что владеет нужными навыками, а это, как видим, зачастую не соответствует действительности.

    Пример 2. Василий, выпускник вуза по специальности "управление персоналом", устроился на работу в одну из компаний. Ему поручили провести аттестацию персонала. Это было одним из заданий в ходе испытательного срока. В вузе Василия вооружили самыми разными знаниями, в том числе о том, как нужно проводить аттестацию персонала. Он ориентировался в методиках "360 градусов", интервью по компетенциям и т. д., но плохо представлял, как работать с персоналом. Аттестовывать нужно было водителей-экспедиторов, они в компании были, что называется, "слабым звеном", т. к. на их долю приходилось самое большое количество дисциплинарных нарушений, ошибок при оформлении документов и прочих неприятных для руководства вещей. Василия назначили секретарем комиссии, ему нужно было предварительно провести опрос среди водителей-экспедиторов, используя стандартную методику компании, на знание процедур, правил и т. д. Когда сотрудники увидели Василия, они стали над ним насмехаться и провоцировать его на ответную агрессию. Некоторые водители-экспедиторы сомневались в профессиональной компетентности Василия, при этом они так и говорили: "Пришел тут самый умный нас проверять".

    У Василия, к сожалению, не было опытных наставников, он поддался на провокации. Сначала он попытался "поставить себя" перед сотрудниками, угрожая им всяческими карами, вплоть до увольнения, чем вызвал новую волну насмешек и издевательств. А затем Василий закатил истерический скандал в кабинете генерального директора, который не защитил его от цинизма "этих работяг". Все закончилось дисциплинарными мерами, как и угрожал Василий. Но только для него самого - его уволили как не прошедшего испытательный срок.

    Некоторые HR-ы, решившие поменять специализацию, например переквалифицироваться из рекрутеров в бизнес-тренеры, совершают следующую ошибку: они идут на всяческие курсы и тренинги. Намного лучше поработать в данном случае, например, помощником бизнес-тренера, посмотреть на процесс со стороны, попробовать проводить занятия на отдельные темы. А потом, сориентировавшись, можно поучиться на каких-нибудь тренингах. Обучение у более опытных - самый эффективный вариант повышения квалификации.

    Учимся сами

    В наше время учиться легко и интересно. Раньше, еще лет 20 назад, чтобы подготовить реферат, доклад, нужно было идти в библиотеку, искать книги по соответствующей тематике. Если эти книги были "на руках", то нужно было ждать либо искать интересующую литературу и документы в других библиотеках. Сейчас все намного проще. К книгам есть доступ, а если их нет в библиотеке, их можно купить в магазине или заказать по Интернету с доставкой из любой страны.

    Самообразование - тоже неплохой путь обучения для менеджера по персоналу. Можно изучать классические учебники по менеджменту американских, российских, японских и других авторов и общаться на тематических форумах в Интернете. Проблема в том, что во всем этом много "воды", т. е. массы информации, которая не пригодится в реалиях российских традиций управления персоналом. К примеру, американские учебники переполнены сведениями о том, что в компании должны работать разные люди - разных рас, сексуальных ориентаций, национальностей и т. д. А один из фундаментальных трудов американского практика об оценке персонала содержит информацию об общеамериканской системе грейдов, которая поддерживается многими организациями, в том числе и негосударственными. Для российского HR-а это малоприменимо. Для нашего менеджера по персоналу важно не столько знать процедуру оценки персонала и структуру грейдов, сколько уметь показать важность всего этого руководству.

    Если уж приходится обучаться самому, то одна из самых эффективных методик - изучение регламентирующих документов, всевозможных положений, методических указаний. Рабочие инструкции дают отличные инструменты HR-у, причем как начинающему, так и опытному. Поэтому, если есть возможность изучить документы, регламентирующие управление человеческими ресурсами другой организации, за нее нужно хвататься обеими руками. Но важно именно изучать эти документы, а не запускать их в работу, быстро изменив названия организаций и подразделений. Это, кстати, распространенная ошибка менеджеров по персоналу.

    Пример 3. Службе персонала компании поручили задание разработать и внедрить систему грейдов. Недолго думая, руководитель службы обратился к своему коллеге из другой компании с целью "взять почитать документы для обмена опытом", регламентирующие систему мотивации. Документы были получены, слегка изменены и "запущены" на родном предприятии. Ничего, конечно, не получилось, затею с присвоением разрядов раскритиковали. Грейдирование - это сложный процесс, в который должны быть включены как руководители подразделений, так и рядовые сотрудники, просто скопировать документы явно недостаточно.

    Учимся на семинарах и тренингах

    Компаний, занимающихся обучением, много, правда, они в основном находятся в крупных городах. В населенных пунктах численностью менее полумиллиона таких организаций мало, поэтому бизнес-тренеров из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов часто приглашают проводить семинары.

    В чем плюсы и минусы тренингов и семинаров для HR-а? Значительное преимущество в том, что на семинарах можно обмениваться опытом с коллегами. Еще один плюс заключается в возможности практической отработки навыков, особенно если для видеоанализа используется видеокамера. Некоторые виды работ сложно освоить, лишь читая литературу. Это, к примеру, касается проведения интервью при приеме на работу или аттестационного собеседования, а уж научиться проводить бизнес-тренинг по книжкам вообще невозможно. И здесь на помощь приходят тренинговые технологии видеоанализа.

    Иными словами, тренинги хороши, когда надо научиться конкретным поведенческим навыкам: правильно жестикулировать, излагать мысли, владеть телом (т. е. отслеживать и корректировать невербальное поведение).

    Минус семинарского и тренингового формата в том, что тренеры и преподаватели берут решения из тех же учебников, что и HR-ы. Новичку интересно, но для человека с солидной базой решений обучаться не имеет смысла, что бы там ни говорили бизнес-тренеры насчет того, что всегда полезно "посмотреть на себя со стороны" и "привести в систему то, что и так уже знаешь".

    Пример 4. Начальника сектора организационного развития службы персонала крупной региональной компании Андрея В. отправили на обучение в Москву. Курс был посвящен управлению бизнес-процессами. Андрею понравились подача и структура материала, но еще до обучения он подготовил список вопросов, на которые ему хотелось бы получить ответы, а ответов так и не было. По словам одного из участников курса обучения, на вопросы тренер отвечал стандартно, "как по учебнику", что Андрею, конечно, не понравилось, ведь обучение должно помогать вырабатывать практические решения задач, а не давать общетеоретическую базу.

    В общем, существенный минус семинаров и тренингов в том, что они, в большом количестве представленные на рынке консалтинговых услуг, дают "обзорное" знание, без привязки к конкретике, а для менеджера по персоналу нужны именно прикладные решения, а не знание общих закономерностей.

    В то же время довольно высокую практическую ценность имеют семинары, проводимые разработчиками той или иной авторской методики или набора методик. Некоторые компании предлагают авторские прикладные инструменты, готовые к использованию (пакеты документов, таблицы для расчета заработных плат, чек-листы и т. д.), другие - программное обеспечение для повышения эффективности управления. Все вышеназванные курсы подобны обучению пользователей 1С, когда есть конкретный инструмент (в данном случае - программа); его можно брать за основу и применять, а преподаватели просто обучают пользованию этим инструментом. Но обучаться менеджеру по персоналу на подобных семинарах имеет смысл, только если руководство планирует внедрение той или иной методики или системы. В противном случае это обернется потерей времени и денег.

    "Академическое" образование

    О плюсах и минусах вузовского обучения мы говорили ранее. Сейчас существует и масса различных курсов длительностью до года, по окончании которых выдают сертификаты. Ценность этих сертификатов сомнительна.

    Профессия менеджера по персоналу похожа на профессию продавца в том смысле, что при найме на работу работодатель оценивает поведение кандидата, его опыт и конкретные достижения. Будь у продавца полсотни сертификатов и свидетельств, но если он не может рассказать о товаре и не проявляет правил элементарной вежливости по отношению к клиенту, то эта кипа бумажек абсолютно ничего не стоит. То же самое и в профессии HR-а - опыт "перевешивает" формальное образование.

    Полезные навыки

    Есть весьма полезная группа вспомогательных навыков, которые менеджеру по персоналу необходимы. Они в значительной мере облегчают профессиональное развитие. Это умение выступать публично, письменная речь и понимание бизнес-процессов.

    Умение выступать перед аудиторией очень важно. От того, насколько раскованно и грамотно умеет говорить менеджер по персоналу, как он чувствует настроение людей и владеет своими эмоциями, зависит его карьера. Некоторые работодатели вообще считают, что это основной навык, которым должен обладать HR. Обучиться этому несложно - нужна постоянная практика. В этом, кстати, могут помочь поведенческие тренинги публичных выступлений. Есть неплохая литература по ораторскому искусству.

    Письменная речь в работе менеджера по персоналу также очень важна. Некоторые, особенно начинающие специалисты, не могут написать положение, инструкцию, регламент только потому, что не понимают, как расположить слова, чтобы выразить свою мысль на бумаге. Собственно искусство правильной письменной речи складывается из нескольких компонентов:

    1) правильной орфографии, грамматики и пунктуации;

    2) достаточно обширного словарного запаса, общей эрудиции;

    3) владения стилем изложения (документальным, художественным и др.).

    Школьный курс русского языка можно освежить, используя различные интернет-ресурсы, а словарный запас и стилистику имеет смысл осваивать в практике - читая и вникая в рабочие документы. Кроме этого, для приобретения навыков письменной речи крайне полезно читать произведения классиков и постоянно практиковаться, например вести собственный блог, а также составлять аналитические материалы (справки, обзоры), выстраивая текст в соответствии с предварительно написанным планом.

    Знание бизнеса. Многие HR-ы замыкаются в своей узкой области специализации. Особенно этим грешат инспекторы по кадрам, которые считают, что они должны знать только требования трудового законодательства, хотя претендуют на карьерный рост и мечтают о повышении заработной платы. Менеджеру по персоналу обязательно нужно знать, как "делаются деньги", а также основные экономические понятия. Некоторые HR-ы с трудом представляют, чем управленческий учет отличается от бухгалтерского, и этим вызывают снисходительное отношение других менеджеров организаций. Безусловно, нужно знать принципы графического представления бизнес-процессов, идеологии IDEF0, DFD и другие.

    Такие знания можно легко приобрести в стенах родной компании, общаясь с сотрудниками других подразделений и изучая регламентирующие документы организации.

    Е. Мамонов

    Специалист

    по управлению персоналом

    Подписано в печать 18.01.2013

    • Обучение, Развитие, Тренинги

    Ключевые слова:

    1 -1



    © imht.ru, 2024
    Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация