Игорь спасский конструктор подводных лодок биография. Спасский игорь дмитриевич. Армия и флот

20.03.2024

Санкт-Петербург, 2 августа. Игорю Дмитриевичу Спасскому, научному руководителю работ АО «ЦКБ морской техники «Рубин», академику Российской Академии наук, почетному гражданину Санкт-Петербурга сегодня исполнилось 90 лет. Он руководил ЦКБ «Рубин» 33 года (в 1974 - 2007 годах).

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск Московской области. В 1949 году окончил Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского по специальности «инженер-механик». С 1950 года начал работать над созданием подводных лодок, вначале в СКБ-143 (ныне АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), а с 1954 года - в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ "Рубин").

В «Рубине» Игорь Спасский в 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером. В 1974 - 2007 годах – начальник ЦКБ "Рубин" (также с 1983 года – генеральный конструктор).

Участвовал в создании атомных подводных ракетоносцев всех поколений. Разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок.

Под его руководством ЦКБ «Рубин» спроектировало неатомные лодки, которые успешно несут службу в составе ВМФ РФ, а также пользуются стабильным спросом на мировом рынке: проект 877 и 877ЭКМ, проект 636, проект 677 (тип «Санкт-Петербург»).

Во время работы Игоря Спасского главным инженером, затем начальником ЦКБ «Рубин» всего было построено 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрическая.

«Рубин» под руководством Игоря Спасского превратился из узкоспециализированного бюро в многопрофильное предприятие: было начато проектирование морской техники для освоения шельфа и других гражданских морских сооружений (в частности, ЦКБ «Рубин» спроектировало батопорты затвора дамбы Санкт-Петербурга).

С 2007 года Игорь Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на создании военно-морской техники. В настоящее время академик является научным руководителем работ АО "ЦКБ "Рубин".

Игорь Спасский – Герой Социалистического Труда (1978 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), действительный член Российской Академии наук (1987 г. – тогда Академия наук СССР).

Академик Спасский как руководитель ЦКБ «Рубин» участвовал в сохранении объектов культурного наследия Санкт-Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Игорь Спасский руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", памятника «Слава Российскому флоту» (1996 г., к 300-летию Российского флота).

В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Академик РАН.
Родился в 1926 году в г. Ногинске Московской области в семье служащего.
После окончания в 1949 г. паросилового факультета Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского и кратковременной службы на строящемся крейсере "Фрунзе" инженер-лейтенант И.Д. Спасский направляется на работу в судостроительную промышленность для участия в создании подводных лодок.
В 1956 г., пройдя по всем ступенькам конструкторских званий, становится заместителем главного конструктора атомной подводной лодки, в 1968 г. назначается Главным инженером, с 1974 г. возглавляет Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" , сначала как главный конструктор, а с 1983 г. - генеральный конструктор.
Основополагающий вклад И.Д. Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала России, базирующейся на подводных лодках Военно-морского флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д. Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.
И.Д. Спасский - кандидат технических наук (1973 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент АН СССР по специальности "Механика и процессы управления" (1984 г.), действительный член АН СССР (1987 г.).
В 1996 году И.Д. Спасский удостоен звания "Человек года" среди деятелей военно-промышленного комплекса России.
И.Д. Спасский умело сочетает научно-организационную и общественную работу. Он является членом Научного совета по проблемам судостроения МКЦ РАН, председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ "Рубин", заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета Безопасности Российской Федерации.
И.Д. Спасский неоднократно избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре. Являлся народным депутатом СССР.
Значителен вклад И.Д. Спасского в общественную и культурную жизнь города и области. Под руководством И.Д. Спасского создан и успешно функционирует первый в городе международный бизнес-центр "Нептун" с высококлассной гостиницей и рестораном. При его активном участии происходило воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и Литературного кафе, открывались рестораны "Тандур", "Пиетари", "Галео", осуществлялась реконструкция исторического здания в центре Санкт-Петербурга и создание на его основе современного международного бизнес-центра "Атриум на Невском 25".
Являясь главой Попечительского Совета Фонда "Памятники Российского Флота", И.Д. Спасский проделал огромную организаторскую работу по созданию и открытию в Санкт-Петербурге к 300-летию Российского Флота памятника "Слава Российскому Флоту".
Возглавляемое И.Д. Спасским ЦКБ МТ "Рубин" регулярно оказывает благотворительную помощь учреждениям медицины, культуры, образования, спорта и православной церкви. Перечислялись средства Храму Иоанна Предтечи (Старая Ладога), Николо-Богоявленскому кафедральному собору. Постоянно оказывается помощь Психоневрологическому дому ребенка № 3, Нейрохирургическому институту им. А.Л. Поленова, Педагогической гимназии № 227, детско-юношеской школе Олимпийского резерва и др.
Большая организационная и финансовая поддержка была оказана Русскому музею в подготовке и проведении его 100-летнего юбилея.
Тридцатилетний срок руководства коллективом ЦКБ МТ "Рубин" И.Д. Спасским ознаменовался не только существенным повышением научно-технического потенциала бюро, но и значительным расширением номенклатуры его деятельности. Новые работы, такие как создание высокоскоростных железнодорожных составов, ледостойких нефтегазодобывающих платформ и т.п., создали основу широкого фронта конверсионных работ.
Признание научных и производственных заслуг И.Д. Спасского было отмечено присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Награжден четырьмя орденами и многими медалями за выполнение государственных заданий.
Общественная деятельность И.Д. Спасского отмечена орденом Благоверного князя Даниила Московского, который ему вручил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Игорь Дмитриевич женат. Имеет сына, дочь и внучку. Он с 1944 года проживает в Санкт-Петербурге. Жена Людмила Петровна коренная петербурженка, весь период блокады находилась в Ленинграде.

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским , накануне юбилея - сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони... На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

– Малогабаритная она только с виду, – загадочно говорит Игорь Дмитриевич и вставляет ключ в замок.

За дверью скрывается... целый банный комплекс! Здание разделено на три этажа, один из которых подземный. Там есть душевая, парилка, сауна, бассейн...

– Неужели после подводных лодок я не спроектирую себе достойную баню? – смеется ученый.

ТАЙНАЯ «РУКА» ИЗ МОСКВЫ

2 августа академику Спасскому исполнится 90 лет. Ученый, долгое время возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», является создателем около 200 советских и российских подводных лодок. Как атомных, так и дизельных.

– Ну, что вы... Я никогда не говорил и никогда не скажу, что я – «создатель той или иной подводной лодки». Заявить об этом мне не позволят моя культура и совесть. Подводная лодка – сооружение многодельное и сложное. Создать ее может только коллектив. Так что вы явно преувеличиваете мои заслуги, – скромничает академик.

Игорь Дмитриевич ушел с должности генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» в 2006 году. Он руководил организацией 33 года. За это время у него накопилось больше двадцати неотгулянных отпусков - почти два года чистого времени!.

– Никогда не любил отпуска: после отдыха очень трудно входить в рабочий ритм. А так вкалываешь себе и вкалываешь... Так даже и легче, – говорит академик.

Игорь Спасский (справа) руководил конструкторским бюро более 30 лет. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

– Игорь Дмитриевич, большую часть своей жизни вы посвятили подводным лодкам. Как и многие конструкторы, вы наверняка заинтересовались субмаринами еще в детстве?..

– Отнюдь, ведь я жил в Советском союзе! Никто не спрашивал, какие у меня интересы и предпочтения... Я окончил «Дзержинку» и получил диплом инженера-механика. В 1949 году я попал на строящийся крейсер «Фрунзе ». Но прослужил там всего три месяца. В один прекрасный день к нам пришла телеграмма из столицы: «Просим откомандировать лейтенанта Спасского в Москву ». Командир крейсера вызвал меня и спросил: «Ты что, в Москве «руку» свою имеешь?!». Но я даже не понял, о чем он, – пожимает плечами Игорь Дмитриевич. – Из Москвы меня перенаправили в ленинградский «Рубин» (тогда он назывался ЦКБ-18). По образованию я был чистым надводником. Но жизнь решила свести меня с подводными лодками...

Кто был инициатором перевода в Ленинград , академик не знает до сих пор.

– Все есть случайность, – философски замечает он.

СПАСИБО ЕЛЬЦИНУ

По мнению Игоря Спасского, «Рубин» всегда был ведущим конструкторским бюро, проектирующим подводные лодки. При этом компания зарабатывала и зарабатывает на своем производстве. За это покойный губернатор Петербурга Анатолий Собчак называл Игоря Дмитриевича «Героем... капиталистического труда».

– Как вы познакомились с Собчаком?

– Очень просто. Когда нас с ним избрали народными депутатами СССР , то распределили в одну и ту же ячейку. Почему? Да потому что у нас фамилии с одной буквы! – объясняет Спасский. – Анатолий Александрович был очень сложным человеком. Я сразу понял, что с ним можно только начистоту. Но мы сработались, подружились.

Академик был на короткой ноге со многими известными политиками. Например, с первым президентом России Борисом Ельциным .

– Я искреннее благодарен Борису Николаевичу. Он первый руководитель государства, от которого я услышал заветную фразу: «Работайте так, как считаете нужным». Нас наконец-то выпустили за границу! Во время правления Ельцина я побывал в 28 странах, – вспоминает Игорь Дмитриевич. – Появилась хоть какая-то возможность раскрепоститься. Дело в том, что во времена СССР за нами очень жестко следили. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Все это было глупо... Ученые из разных стран должны контактировать друг с другом, какими бы секретными данными они ни обладали... Люди моего опыта и класса не сказали бы и слова лишнего, хоть ты нас железом каленым пытай. Наоборот, мы бы только тумана напустили...

– Есть что-то, чтобы бы вы хотели вернуть из советского прошлого?

– Безусловно. Это дух коллективизма. То, что мы практически утратили, потеряли, – отвечает академик. – Как бы там ни было, советских людей всегда тянуло к дружбе и взаимопомощи. А теперь... Мы стали жить по западной модели «я – индивидуум».


"Рубин" - ведущее конструкторское бюро. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

«БРАУНИНГ» НЕ ДЛЯ ПОДЛОДКИ

– На четверку с плюсом. Это высокая оценка, – говорит Спасский. – Россия , как и США , уже приступила к разработке подводных лодок пятого поколения. Это – грандиозная работа. Уже есть идеи и определенные разработки.

– Пятое поколение – это...

– Переход из поколения в поколение – что-то вроде процесса эволюции. Если какой-то «компонент» подлодки устаревает, то его заменяют чем-то новым, – начинает Игорь Дмитриевич. – Если объяснять на пальцах, то подводная лодка есть... подводная лодка. Корпус – это корпус. Тут что-либо поменять уже очень сложно. Но все зависит от «начинки» – механизмов, электронных систем, оборудования связи. Постепенно увеличивается глубина погружения, скорость... Сейчас вот материаловеды трудятся над разработкой высокопрочной стали. Усовершенствуется и оружие – его дальность, сила взрывных элементов. Пистолет «Браунинг» на подлодку не установишь – нужно что-нибудь эдакое! Тут работы еще на долгие и долгие годы, но лично я ожидаю сильный прирост качества уже в этом десятилетии.

– Вы сами часто плавали на подводных лодках?

– Приходилось... Да я и рад был. Я наплавал около 40 тысяч километров – экватор земного шара. Кстати! Я заметил такую вещь: экипаж подводной лодки очень сплочен. Как будто бы все – родственники, – считает экс-глава ЦКБ «Рубин». – Понимаете, конструкторы разрабатывали подводные лодки и были первыми, кто их тестирует. Это абсолютно нормальная практика. Субмарина – это несколько тысяч связанных элементов. Все надо как следует проверить. Я считаю себя ответственным за личный состав каждой подводной лодки, спроектированной под моим руководством. Непроверенных вещей для экипажа я старался не оставлять. Не дай бог что...

«КУРСК» МОГ РАЗВАЛИТЬСЯ

Трагедия случилась 12 августа 2000 года. Атомная подлодка «Курск » затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед. Погибло 118 человек. АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», когда Игорь Спасский был генеральным конструктором бюро.

– Вы вспоминаете об этой катастрофе?

– Каждая подводная лодка – это судьба (на минуту задумывается ). Судьба многих человек – отцов и мужей, детей и друзей. Произошедшее с «Курском» – это память на всю жизнь, рана на сердце все еще свежа, – признается Игорь Дмитриевич. – Так что вспоминаю.

В августе 2000 года академик Спасский несколько раз встречался с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Речь шла о возможности проведения судоподъемной операции.

– Одно из экстренных совещаний прошло в два часа ночи. Президент спросил меня, нужно ли поднимать «Курск». Я ответил: «Безусловно». Владимир Владимирович поднял вверх указательный палец, посмотрел мне в глаза и твердым голосом сказал: «Тогда вы и поднимайте». Стопроцентного результата я гарантировать не мог, но выполнить задачу пообещал, – вспоминает Игорь Дмитриевич.

Мужик сказал – мужик сделал. «Курск» был поднят в 2001 году. Операцией руководил Спасский.

– Больше всего я волновался из-за того, как подводная лодка оторвется от дна. В этот момент «Курск» мог развалиться, и тогда все наши старания пошли бы насмарку. Мы с Мишей (вице-адмиралом Барсковым , – прим. авт. ) следили за этим, затаив дыхание... К счастью, отрыв получился мягким, а за дальнейший ход операции мы и не беспокоились, – рассказывает академик. – Жалко, Миша два года назад скончался...

О ЛИЧНОМ

– Настроение у меня всегда хорошее. Хоть перед юбилеем, хоть в любой другой день, – делится Игорь Дмитриевич.

Академик Спасский известен не только своими разработками, но и благотворительностью. При его участии был выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII в Старой Ладоге ... За филантропическую деятельность РПЦ наградила ученого орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

– В Бога я... не верю. Отец пытался затащить меня в церковь, но я так и не проникся всем этим, – признается академик. – Однако вере я по мере сил и возможностей помогаю. Зачем?.. Потому что это нужно людям.

– Игорь Дмитриевич, вы следите за тем, что происходит в мире? Везде льется кровь...

– Слежу. Мне кажется, последний год должен открыть глаза руководителям многих стран. Если они не изменят свою политику и не прекратят заниматься ерундой, то грош им всем цена, – говорит ученый. – Вместо того чтобы оказывать давление на Россию, я бы посоветовал им навести порядок у себя на границах. Но пока что конца всему этому безумию я не вижу...

СПРАВКА «КП»

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске (Московская губерния). Участвовать в разработке подводных лодок Игорь Дмитриевич начал в 1950 году. В ЦКБ «Рубин» он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора. Изобретенные им методы строительства субмарин не только снизили сроки и стоимость их возведения, но и значительно повысили их боевые характеристики.

x HTML-код

"Комсомолка" побывала в гостях у академика Спасского. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Начальник и генеральный конструктор ЦКБ морской техники "Рубин".


Родился в 1926 году в г. Ногинске Московской области в семье служащего.

После окончания в 1949 г. паросилового факультета Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского и кратковременной службы на строящемся крейсере "Фрунзе" инженер-лейтенант И.Д. Спасский направляется на работу в судостроительную промышленность для участия в создании подводных лодок.

В 1956 г., пройдя по всем ступенькам конструкторских званий, становится заместителем главного конструктора атомной подводной лодки, в 1968 г. назначается Главным инженером, с 1974 г. возглавляет Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", сначала как главный конструктор, а с 1983 г. - генеральный конструктор.

Основополагающий вклад И.Д. Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала России, базирующейся на подводных лодках Военно-морского флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д. Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

И.Д. Спасский - кандидат технических наук (1973 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент АН СССР по специальности "Механика и процессы управления" (1984 г.), действительный член АН СССР (1987 г.).

В 1996 году И.Д. Спасский удостоен звания "Человек года" среди деятелей военно-промышленного комплекса России.

И.Д. Спасский умело сочетает научно-организационную и общественную работу. Он является членом Научного совета по проблемам судостроения МКЦ РАН, председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ "Рубин", заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета Безопасности Российской Федерации.

И.Д. Спасский неоднократно избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре. Являлся народным депутатом СССР.

Значителен вклад И.Д. Спасского в общественную и культурную жизнь города и области. Под руководством И.Д. Спасского создан и успешно функционирует первый в городе международный бизнес-центр "Нептун" с высококлассной гостиницей и рестораном. При его активном участии происходило воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и Литературного кафе, открывались рестораны "Тандур", "Пиетари", "Галео", осуществлялась реконструкция исторического здания в центре Санкт-Петербурга и создание на его основе современного международного бизнес-центра "Атриум на Невском 25".

Являясь главой Попечительского Совета Фонда "Памятники Российского Флота", И.Д. Спасский проделал огромную организаторскую работу по созданию и открытию в Санкт-Петербурге к 300-летию Российского Флота памятника "Слава Российскому Флоту".

Возглавляемое И.Д. Спасским ЦКБ МТ "Рубин" регулярно оказывает благотворительную помощь учреждениям медицины, культуры, образования, спорта и православной церкви. Перечислялись средства Храму Иоанна Предтечи (Старая Ладога), Николо-Богоявленскому кафедральному собору. Постоянно оказывается помощь Психоневрологическому дому ребенка № 3, Нейрохирургическому институту им. А.Л. Поленова, Педагогической гимназии № 227, детско-юношеской школе Олимпийского резерва и др.

Большая организационная и финансовая поддержка была оказана Русскому музею в подготовке и проведении его 100-летнего юбилея.

Тридцатилетний срок руководства коллективом ЦКБ МТ "Рубин" И.Д. Спасским ознаменовался не только существенным повышением научно-технического потенциала бюро, но и значительным расширением номенклатуры его деятельности. Новые работы, такие как создание высокоскоростных железнодорожных составов, ледостойких нефтегазодобывающих платформ и т.п., создали основу широкого фронта конверсионных работ.

Признание научных и производственных заслуг И.Д. Спасского было отмечено присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Награжден четырьмя орденами и многими медалями за выполнение государственных заданий.

Общественная деятельность И.Д. Спасского отмечена орденом Благоверного князя Даниила Московского, который ему вручил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Игорь Дмитриевич женат. Имеет сына, дочь и внучку. Он с 1944 года проживает в Санкт-Петербурге. Жена Людмила Петровна коренная петербурженка, весь период блокады находилась в Ленинграде.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация