Рейтинг самых востребованных профессий. Презентация "Рейтинг самых востребованных профессий" по обществознанию – проект, доклад Проект на тему самые востребованные профессии

06.09.2020

Существует более 700 профессий, которые рассортированы по группам: 1. HR, кадровые службы 2. IT, компьютеры и Интернет 3. Авиация и космос 4. Дизайн. Творческие профессии 5. Консалтинг 6. Красота и здоровье 7. Лингвистика 8. Логистика, склад, ВЭД 9. Маркетинг, реклама и PR 10. Медицина. Фармацевтика 11. Младший обслуживающий персонал 12. Недвижимость, строительство и архитектура 13. Образование и культура 14. Охрана, безопасность, милиция


15. Производство, технологии 16. Рестораны, питание 17. Розничная и оптовая торговля 18. Секретариат, делопроизводство, АХО 19. СМИ, издательство, полиграфия 20. Страхование 21. Сфера услуг 22. Телекоммуникации и связь 23. Транспорт, автобизнес 24. Туризм, гостиничное дело, сфера услуг 25. Финансы, бухгалтерия, банк 26. Фитнес и спорт 27. Шоу-бизнес 28. Юриспруденция




IT-специалисты Компьютеры прочно завоевали нашу деловую сферу и поэтому каждый, кто умеет программировать, имеет реальный шанс найти стабильную высокооплачиваемую работу. Компьютеры прочно завоевали нашу деловую сферу и поэтому каждый, кто умеет программировать, имеет реальный шанс найти стабильную высокооплачиваемую работу.






Бухгалтерия и юриспруденция Очень востребованы профессии бухгалтера и юриста. Очень востребованы профессии бухгалтера и юриста. Проблема лишь в том, что ожидания работодателя часто не совпадают с запросами претендентов на должность. Проблема лишь в том, что ожидания работодателя часто не совпадают с запросами претендентов на должность.


Строительство Очень хорошие перспективы для тех, кто имеет специальность, связанную со строительством. Очень хорошие перспективы для тех, кто имеет специальность, связанную со строительством. Сейчас очень активно строится новое жилье, а уж строительство спортивных сооружений в Сочи сулит стабильную работу и большой опыт всем, кто станет работать в этой отрасли. Сейчас очень активно строится новое жилье, а уж строительство спортивных сооружений в Сочи сулит стабильную работу и большой опыт всем, кто станет работать в этой отрасли.


Менеджмент Под обтекаемым словом «менеджер» скрывается масса вакансий. Под обтекаемым словом «менеджер» скрывается масса вакансий. Все эти специальности требуют среднего специального, а лучше высшего образования. Все эти специальности требуют среднего специального, а лучше высшего образования.


Медицина Профессия врача востребована всегда, только хорошую оплату найти сложно. Профессия врача востребована всегда, только хорошую оплату найти сложно. Самая доходная медицинская специальность – стоматолог. Самая доходная медицинская специальность – стоматолог. Постоянно востребованы фармацевты. Постоянно востребованы фармацевты.


Банковская сфера Востребованы специалисты банковской сферы: кредитные эксперты, финансовые аналитики и другие специальности, связанные с финансами. Востребованы специалисты банковской сферы: кредитные эксперты, финансовые аналитики и другие специальности, связанные с финансами.


Туризм Специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из самых перспективных и потому востребованных на сегодняшний день. Специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из самых перспективных и потому востребованных на сегодняшний день.


10-самых востребованных профессий будущего На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая. На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая.


1. Инженерные специальности По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Особенно будет цениться сочетание техничес- кого и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Особенно будет цениться сочетание техничес- кого и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.


2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность. Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность. Веб-дизайнер - одна из самых высокооплачивае- мых «компьютерных» профессий. Веб-дизайнер - одна из самых высокооплачивае- мых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.


3. Нанотехнологии Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне. Нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д. Нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.


4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы. Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы. Биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производст- вах и в других отраслях. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производст- вах и в других отраслях.


5. Маркетинг и продажи Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориен- тированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Дело маркетолога - руководить системой, ориен- тированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт.


6. Специальности, связанные с сервисом Спрос на профессии сферы обслуживания будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях. Спрос на профессии сферы обслуживания будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.


7. Логистика «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения». «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения». Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность.


8. Экология Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютер- ного моделирования, проходящих в природе процессов. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютер- ного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.


9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом.


10. Химия Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.


Наиболее востребованными на рынке труда Иркутской области в гг. специалисты с начальным профессиональным образованием; специалисты с начальным профессиональным образованием; специалисты со средним специальным образованием. специалисты со средним специальным образованием. Самыми непопулярными в ближайшие два года будут специалисты с высшим образованием; Самыми непопулярными в ближайшие два года будут специалисты с высшим образованием; Региональный рынок перенасыщен программистами, экономистами, бухгалтерами и юристами. Региональный рынок перенасыщен программистами, экономистами, бухгалтерами и юристами. Потребность организаций региона в рабочей силе ежегодно будет составлять не менее 8 тыс. человек. Потребность организаций региона в рабочей силе ежегодно будет составлять не менее 8 тыс. человек.


В основном требуются: высококвалифицированные рабочие, владеющие смежными специальностями и широким кругом профессиональных навыков. высококвалифицированные рабочие, владеющие смежными специальностями и широким кругом профессиональных навыков. Повышенным спросом на рынке труда в ближайшие два года будут пользоваться Повышенным спросом на рынке труда в ближайшие два года будут пользоваться строители, строители, плотники, плотники, каменщики, каменщики, маляры, маляры,


В основном требуются: работники других строительных, ремонтно- строительных специальностей, работники других строительных, ремонтно- строительных специальностей, электросварщики, электросварщики, водители и машинисты подвижного оборудования, водители и машинисты подвижного оборудования, операторы, аппаратчики и машинисты установок, операторы, аппаратчики и машинисты установок, воспитатели, воспитатели, средний и младший медицинский персонал. средний и младший медицинский персонал.




Госзаказ на «спецов» для Сибири Прогноз баланса потребности экономики СФО в кадрах показывает, что в настоящее время в системе высшего профессионального образования большой избыток специалистов по направлениям экономики, управления и гуманитарным наукам. Прогноз баланса потребности экономики СФО в кадрах показывает, что в настоящее время в системе высшего профессионального образования большой избыток специалистов по направлениям экономики, управления и гуманитарным наукам. При этом огромный недостаток специалистов в области автоматики, информатики, вычислительной техники, авиационной и ракетно-космической, в здравоохране - нии. При этом огромный недостаток специалистов в области автоматики, информатики, вычислительной техники, авиационной и ракетно-космической, в здравоохране - нии. Система высшего образования не покрывает потребнос- ти экономики Сибири в кадрах, а особенно в строитель- стве, транспорте, машиностроении и металлообработке. Система высшего образования не покрывает потребнос- ти экономики Сибири в кадрах, а особенно в строитель- стве, транспорте, машиностроении и металлообработке. Система начального профессионального образования сейчас - это задача из задач. Система начального профессионального образования сейчас - это задача из задач.


Самые востребованные, или в ком нуждается рынок труда Приангарья СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ПРОДАЖ; СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ПРОДАЖ; БУХГАЛТЕРИЯ И ФИНАНСЫ; БУХГАЛТЕРИЯ И ФИНАНСЫ; СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА; СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА; СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТЯХ IT-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММИРОВАНИИ. СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТЯХ IT-ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММИРОВАНИИ.

«Востребованные профессии» - Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. 9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. 3. Нанотехнологии. Химия. 10-самых востребованных профессий на ближайшие 5-10 лет. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий.

«Профессиональные стандарты» - Минусы и плюсы. Апробация проекта профессионального стандарта. Высокотехнологичные отрасли. Участие в контроле за внедрением профессиональных стандартов. Методическое обеспечение системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утверждение проекта).

«Работа по профессии» - Мир профессий. Для подготовки дается не более 10 мин. Школьники объединяются в две численно равные команды - «Оптимистов» и «Скептиков». Загадайте три желания без всяких раздумий». Представьте свое Я –хочу, могу, надо. Оценка жюри до 5 баллов. Назвать объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату.

«Классы профессий» - 6 класс «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?». Организация профориентационной работы в начальном и среднем звене. 9 класс Предпрофильная подготовка. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников. 1-2 классы «Профессии наших родителей».

«Профессии и выбор» - Успех. ХОЧУ ли я быть профессионалом в данной области? Надо. Смогу ли я потом устроиться на работу? «Образ профессии или профессионала». Самооценка. Элективный курс «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ». Моу сош №5. Внешние социальные факторы. Три слагаемых правильного выбора профессии. «Образ себя в профессии».

«Профессии человека» - Инженеры, технологи, проектировщики. Мир современных профессий. Производство товаров народного потребления. Дизайнер, стилист, актер, ди-джей. Личный профессиональный план. Специалисты по маркетингу, рынкам сбыта. Человек – художественный образ. Знания о профессии. Что влияет на выбор профессии. Наличие способностей.

Классный час на тему:

«Самые востребованные

профессии сегодня»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Парыгина И.А.

с. Биджан, 2017


Профе́ссия (лат. professio; от profiteor

«объявляю своим делом») -

род трудовой деятельности человека,

владеющего комплексом теоретических знаний и навыков,

приобретенных в ходе специальной подготовки


ПРОФЕССИИ


2. Соотносите свои желания со

способностями.

Пройдите тест на профориентацию,

узнайте какие профессии подходят вам,

по мнению психологов. Попробуйте

желанную профессию на практике:

мечтая о карьере на театральных

подмостках или киноэкране, для начала

проверьте свои таланты в любительских

постановках.

1. Не игнорируйте собственные желания. Если, например, ваша семья профессиональных медиков хочет видеть вас продолжателем династии, но ваши мечты никак не связаны с планами родственников, то профессия врач – это не ваш выбор.

3.Выясните, где и как вы сможете

получить выбранную профессию ;

какие вузы, колледжи,

училища по подготовке таких специалистов

имеются поблизости;

имеется ли возможность

учиться далеко от дома.


трудоустройства – только самые

востребованные специальности

гарантируют вам постоянный доход.

Согласитесь, что даже высококлассный

специалист по астрофизике вряд ли найдет

себе работу в российской провинции.

Выбирайте специальность,

востребованную в современных реалиях.

4. Не поддавайтесь влиянию друзей, родственников и моды. Так, например, модная, ранее востребованная профессия юриста популярна и сейчас, но рынок уже перенасыщен такими специалистами. В результате людям с профильным юридическим образованием нелегко найти работу по специальности.

6.Соотнесите престижность профессии

с собственными амбициями . Если вы

обожаете делать прически, но

работу по специальности парикмахера

считаете недостойной для себя, то пусть

это будет лишь приятным хобби,

а не вашим основным делом жизни.


насколько выбранная профессия

позволит делать карьеру,

зарабатывать на жизнь. Узнайте, что

востребовано на рынке на текущий

момент, какие специалисты

«в цене», какие прогнозы на

этот счет делают аналитики

7. Выбирая профессию, не ориентируйтесь на ее доходность. Самая высокооплачиваемая работа зачастую не предполагает повышения квалификации специалистов и саморазвития. Профессионалами становятся со временем, а с ростом мастерства увеличиваются шансы на хорошие заработки

9. Найдите возможность лично

побеседовать с представителями

привлекающей вас профессии.

Многие «подводные камни»

всплывают лишь спустя годы: только

специалист-практик расскажет, с какими

трудностями, неприятными моментами

вам придется столкнуться, выбрав

определенную сферу занятий.


10. Если вы соблюли вышеперечисленные правила, но вас это не остановило, смело выбирайте профессию своей мечты!

Счастлив лишь тот, кто занимается любимым делом!


Самые престижные профессии

2017 года:

  • IT-специалист;
  • инженер;
  • бизнес-консультант;
  • специалист нефтегазовой отрасли;
  • программист;
  • логист;
  • стоматолог.

IT-специалист – широкое понятие, объединяющее в себе

представителей многих профессий, работающих в

области информационных технологий.

Это всевозможные программисты, разработчики,

администраторы сетей и баз, модераторы, специалисты

по робототехнике, по информационной безопасности,

web-дизайнеры и даже 3D-аниматоры.

При этом, с проникновением информационных

технологий во всё новые сферы деятельности,

появляются новые профессии для IT-специалистов.


Инжене́р (фр. ingénieur ← от лат. ingenium -

способности, изобретательность) -специалист,

осуществляющий инженерную деятельность.

Инженеры вовлечены, как правило, во все процессы

жизненного цикла технических устройств, являющихся

предметом инженерного дела, включая прикладные

исследования, планирование, проектирование,

конструирование, разработку технологии изготовления

(сооружения), подготовку технической документации,

производство, наладку, испытание, эксплуатацию, техническое

обслуживание, ремонт и утилизацию устройства и управление

качеством


Бизнес-консультант (консультант по управлению,

management consultant) – это профессионал

по повышению эффективности бизнеса .

Лицо, оказывающие консультационные услуги другим

фирмам, предприятиям, организациям по широкому

кругу вопросов.


Специалист нефтегазовой отрасли

Что представляет собой нефтегазовое дело? Что за профессия и ее описание –

все эти сведения будут наилучшим образом составлены при помощи рассмотрения

основных функций работников, задействованных в сфере газовой и нефтяной

промышленности.

Если говорить о наиболее общих компетенциях, свойственных практически всем

нефтегазовым специалистам, то выделить здесь стоит следующие моменты:

  • обеспечение эффективной и надежной работы всего имеющегося оборудования;
  • контроль над автоматизированными и технологическими процессами;
  • проведение необходимых расчетов и составление технологических планов;
  • осуществление работ по бурению, подготовке, добыче, транспортировке и

хранению продукции;

  • проведение диагностических и обслуживающих работ;
  • ремонт оборудования;
  • научно-исследовательская работа.

Программи́ст - специалист, занимающийся непосредственной

разработкой программного обеспечения для различного

рода вычислительно-операционных систем.

Логист - это специалист, который организует и координирует

доставку товаров от производства до точек реализации

Стоматолог - это врач, который лечит повреждения и болезни

зубов, челюстей и челюстно-лицевой области в целом.


По мнению аналитиков, востребованная сейчас

профессия инженер сохранит высокие позиции

Такая ситуация объясняется многолетней «дырой»

в подготовке специалистов данной квалификации,

когда учиться на инженера было просто не модно.

К 2020 году

самыми востребованными останутся

компьютерщики разной специализации ,


  • Геронтолог - всесторонне развитый специалист. Он оказывает

помощь пожилым людям. Все, что касается старческих проблем (поведение,

здоровье, мысли) – является объектом изучения врача – геронтолога.;

  • сиделка - это специалист, нанимаемый на работу на

индивидуальных условиях, который обеспечивает уход за стариками,

больными и пожилыми людьми, а также за людьми с ограниченными

возможностями;

  • специалист по альтернативной энергетике –

Человек, который занимается разработкой, внедрением и обслуживанием

альтернативных традиционной углеводородной энергетике (нефть, газ, уголь)

систем. Проще говоря, это специалист по солнечной, ветряной или биоэнергетике.;


дополнят список и такие необычные профессии :

  • Селекционер- лицо, которое вывело, выявило и усовершенствовало

сорт растения, породу животного или штамм микроорганизма;

  • Урбанист - это специалист по городскому планированию,

умеющий сделать городскую среду комфортной для проживания;

социального работника будет помогать многим представителям

разных культур и религий населения многонациональных стран

находить общие точки соприкосновения.


Популярные и нужные всегда специальности

Существуют профессии, которые востребованы вне зависимости от

исторического периода, моды и других факторов. Это те виды деятельности,

которые помогают реализовывать социальную функцию государства.

К таким позициям относят:

  • врачей и медицинских работников;
  • фармацевтов;
  • учителей и преподавателей;
  • пожарных;
  • полицейских;
  • рабочих, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Класс: 11

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.

Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач; демонстрация плакатов или слайдов, демонстрация видеосюжетов.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, статистические данные, учебные компьютерные презентации, видеосюжеты.

Изучив материал данной темы учащиеся должны

  • определения понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”;
  • способы изучения рынка труда и профессий;
  • способы получения информации о рынке труда;
  • особенности регионального рынка труда;
  • функции Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи;
  • наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
  • объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда в определенные периоды;
  • находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.

Цели учителя:

  1. Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
  2. Подвести учащихся к определению понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.
  3. Познакомить учащихся со способами изучения рынка труда и профессий.
  4. Научить учащихся анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
  5. Познакомить учащихся с функциями Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи.
  6. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка труда.
  7. Обсудить с учащимися основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
  8. Создать условия для определения учащимися своих ценностных ориентаций в выборе будущей профессии.

Основные понятия;

  • рынок труда;
  • конъюнктура рынка труда;
  • спрос на рынке труда;
  • предложение на рынке труда;
  • безработица;
  • региональный рынок труда;
  • Центр занятости населения;
  • Центр профконсультационной помощи.

1. Рынок труда и его основные компоненты.

Важной особенностью данного урока является то, что учащиеся, безусловно, имеют некоторые (возможно даже весьма обширные) представления о теме изучения. Это и сведения, полученные на бытовом уровне, и знания, приобретенные на уроках обществознания, экономики, экономической географии. То есть содержание урока предоставляет много возможностей для актуализации имеющихся у старшеклассников знаний. Поэтому уместно прибегнуть к методике критического мышления.

Одним из вариантов активного включения учащихся в работу может стать предложение ответить на вопросы, данные в учебнике в начале параграфа 4 “Подготовка к профессиональной деятельности” (с.180).

Еще один из возможных вариантов – актуализация личного опыта учащихся. Перед ними ставится вопрос:

– Куда бы вы посоветовали обратиться своему знакомому, если бы он потерял работу в данный период времени, учитывая уровень его квалификации и характер притязаний?

Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод, что при выборе профессии, наряду с другими факторами, необходимо обязательно учитывать потребности рынка труда, его состояние, как текущее, так и прогнозируемое. Естественно, для того чтобы уметь анализировать информацию о состоянии рынка труда, нужно прежде всего знать определение данного понятия и его основные компоненты. Учитель предлагает учащимся дать определения понятиям “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.

Подводя итоги обсуждения по определению каждого понятия, педагог может представить данные определения, оформленные заранее на бумажном (плакате) или электронном носителе (слайде учебной компьютерной презентации).

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компоненты рынка труда:
– спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
– стоимость рабочей силы;
– цена рабочей силы;
– конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Субъектами рынка труда выступают:
– работодатели и их представители (союзы);
– работники и их представители (профсоюзы);
– государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Спрос на рынке труда определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.

Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.

Конъюнктура рынка труда – сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. Она определяется совокупностью условий (технических, экономических, социальных, правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

2. Получение и анализ информации о рынке труда.

Центральное место на этом этапе урока следует отвести организации самостоятельной работы учащихся. Одним из вариантов в данном случае может стать организация исследовательской работы в группах. Каждая группа учащихся получает информационные источники:
– с опубликованными объявлениями о вакантных рабочих местах;
– с данными статистики Федеральной службы по труду и занятости РФ;
– с данными статистики регионального Центра занятости населения;
– с различными прогнозами состояния рынка труда на ближайший период.

Особенностью содержания изучаемого материала является то, что ситуация на рынке труда постоянно меняется и информация, предложенная в учебнике, должна дополняться, а в некоторых моментах даже критически переосмысливаться. На это преподаватель обязательно должен обратить внимание учащихся.

Подводя итог исследованиям отдельных групп учащихся, целесообразно обратиться к схеме “Рынок профессий”, приведенной в учебнике на с. 182. Вопросы могут быть следующими:
– Совпадают ли выводы, полученные в результате вашего микроисследования с содержанием данной схемы? Почему?
– Какие профессии вы хотели бы перенести из одной части схемы в другую? Аргументируйте свои действия.
– Какие профессии вы считаете необходимым добавить в качестве примеров ко всем частям схемы? Приведите аргументы.
– Может ли измениться “расстановка сил” в будущем? С чем это может быть связано?

3. Проблемы трудоустройства.

Анализ информации, предложенной учащимся на предыдущем этапе урока, позволяет им также самостоятельно попытаться сформулировать типичные проблемы трудоустройства. После этого можно обратиться к тексту учебника (с. 181) и предложить следующие вопросы:
– Какие из перечисленных в учебнике проблем особенно актуальны для молодых людей, впервые ищущих работу?
– Что вы считаете необходимым добавить к указанным проблемам, руководствуясь собственным опытом или опытом своих родных, знакомых?
– Где вы можете получить помощь при решении проблем трудоустройства?

4. Центры профконсультационной помощи.

Если учащиеся, отвечая на последний вопрос, в числе возможных посредников при решении проблем трудоустройства не называют Центры профконсультационной помощи, учитель сообщает им о наличии такой службы и знакомит с ее функциями. Можно вновь обратиться к тексту учебника (с.184), а при наличии времени познакомить школьников с документами, регламентирующими деятельность Центров занятости и Центров профконсультационной помощи (см. Дополнительный материал для учителя ). Очень важно дать учащимся информацию о региональных Центрах занятости, их районных отделениях, показать на слайдах (если имеется такая возможность), структуру сайта Службы занятости, предоставить информацию о местонахождении ближайших отделений Центров занятости и Центров профконсультационной помощи. Еще лучше, если в распоряжении учителя имеются видеосюжеты о деятельности Службы занятости.

Для закрепления материала учащимся можно предложить составить план действий молодого человека, впервые ищущего работу.

Домашнее задание.

Для успешного изучения следующей темы раздела целесообразно дать учащимся опережающее домашнее задание:

– Соберите как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором вы хотели бы получить профессию после окончания школы. Используйте различные источники (СМИ, сайты образовательных учреждений, буклеты, справочники, опросы и др.).



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация