Глобальные проблемы история их возникновения философия. Философия и глобальные проблемы, человечества. Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть

11.03.2022

Что охватывается понятием «глобальные проблемы»? Какие особые признаки позволяют говорить о них, как о явлении всего человечества? Ответы на эти вопросы важны как в теоретических номах, так и в практическом плане, поскольку от этого зависят основные нации поиска путей их решения.

Этимологически термин «глобальный» происходит, с французского «global», что означает целый, весь, общий. Отсюда наиболее распространенным является определение, согласно которому проблемы, которые затрагивают интересы человечества в целом и каждого человека в разных точках планеты, т.е. носящие планетарный общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только часть, где проживают люди, но и другую ее поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающих в сферу деятельности человека. Важно при этом отметить, что любая проблема лишь тогда может считаться глобальным, когда она актуальна отношении любого региона, т.е. проявляется в них. Для более строгого определения глобальных проблем в отличие от всех других в науке и философии, кроме «географического», вводятся дополнительные критерии, которые характеризуют их со стороны существенных черт, которыми они владеют. Большинство исследователей определяют такие особые черты, отделяют собственно глобальные проблемы от любых других:

  • 1. По своей сути глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, народов, государств или групп государств, а всего человечества, т.е. носят планетарный, общечеловеческий характер.
  • 2. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы, а потому требуют немедленных решений.
  • 3. Нерешенность глобальных проблем представляет угрозу для существования человечества: может привести к гибели цивилизации как таковой.
  • 4. Глобальные проблемы не могут быть решены усилиями отдельных государств, а требуют целенаправленного согласованного действия, объединение всех народов, всего мирового сообщества.

Принципиальной особенностью глобальных проблем их комплексность, т.е. сложная взаимозависимость, взаимообусловленность и тесная связь между собой

Обновление или наоборот решения одной из них прямо или косвенно отражается на всей системе глобальных проблем современности. Поэтому решение одной из глобальных проблем предполагает учет на нее влияния других проблем.

Характерной чертой глобальных проблем их динамизм, есть возможность увеличения количества проблем, которые относятся к глобальным, или наоборот уменьшение по мере их решения. Ярким примером является проблема терроризма, которая перерастает в глобальную проблему на наших глазах. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты - М., Международные отношения, 2002г.С 42.

Среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание в современной науке имеет разделение, учитывающие объекты, которые испытывают на себе действие этих проблем и деятельность субъектов, которые вызывают обострение их.

Первую группу глобальных проблем составляют, проблемы, которые характеризуются наибольшей всеобщностью и актуальностью и вытекающие из взаимодействия между такими социальными общностями людей как государство, народы, нации, социально-экономические системы и т.д., поэтому их называют интерсоциальными. Эти проблемы обусловлены общественно-политическими реалиями, которые предопределяют прежде противоречия между различными государствами мира. К одной из важных проблем этой группе относят проблему устранения войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка, направленного на преодоление экономического, экологической, научно-технической отсталости развивающихся стран, преодолении и полную ликвидацию терроризма.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия человека и общества с природой - это природно-социальные проблемы. Во второй половине XX в. было отмечено, что человеческое общество должно не только черты преемственности по отношению к органическому миру, который породил его, но и глубокие принципиально отличительные черты, которые выделяют человечество из всего биологического мира. Эти черты, как считал Ю.П.Трусов, связаны с разумом, познанием мира и социальным организованным трудом. Это позволило ему выделить из биосферы особую область - ноосферу, т.е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком понимании, включающем искусство, науку и литературу как кристаллизацию деятельности разума.

Но плоды рук человеческих имеют существенное отличие от творений природы. Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и вжимает их в кандалы формы. Камни превращаются в пирамиды, металл - в танки и станки, шерсть - в одежду. А эти предметы лишены саморазвития, они могут только разрушаться. Итак, человек занимает промежуточное положение между мертвой техносферой и живой природой. Это означает, что они находятся в оппозиции. И как бы мы не относились к идее существования ноосферы, полярность техники и жизни бесспорна. Этот антагонизм и лежит в основе данной группы глобальных проблем. К ним в первую очередь относится экологическая проблема, а также энергетическая, минерально-сырьевая и проблема освоения космоса и Мирового океана. Третью группу составляют проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом - это антропосоциальные проблемы. К ним в первую очередь относится демографическая, а также проблемы здравоохранения, нищеты и голода.

Каждый из трех блоков глобальных проблем имеет свою специфику, но они образуют целостную систему, ядром которой является проблема человека и его будущего, которая превратилась в общенаучную и требует для своего решения объединения усилий представителей всех областей знания естественных, общественных и технических наук.

Итак, круг глобальных проблем, стоящих перед человечеством, достаточно широк, и каждая из них - результат действия специфических причин и предпосылок, а с другой стороны закономерно возникает вопрос: если все эти проблемы носят планетарный характер, если они затрагивают интересы и судьбы всего человечества, то очевидно, существуют и общие факторы, которые их порождают, ведут к обострению и углублению. Какие же это факторы. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002.С 48.

Следует отметить, что обострение глобальных проблем е наследником комплекса причин и противоречий второй половины XX века. Наиболее общей причиной превращения ранее локальных и региональных проблем в глобальные е быстрый рост интернационализации хозяйственной, социально-политической и духовной жизни общества, в которых проявляется общая тенденция превращения в будущем человечества в целостную систему, единый субъект социального действия. Уже сейчас создается взаимосвязанный, во многом целостный мир, в котором с необходимостью возникают проблемы, свойственные развитию человечества в целом. Понятно, что несвоевременное решение этих проблем приводит к тому, что они приобретают характер глобальных.

В свою очередь возникновение глобальных проблем, их обострения способствует дальнейшему усилению всемирного характера многих общественных процессов, в частности, что касается центрального вопроса международных отношений - обеспечение мира на Земле и решения других глобальных проблем современности. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.С. 27-28.

Техническая цивилизация, которая разъедает наш общий дом сегодня, возникла и эксплуатируется не сама по себе, а в рамках определенной культуры. В культуре производятся те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено отношение о неограниченности этих запасов и право бесконтрольно распоряжаться ими. Культура формирует людей проводить эксперименты в Чернобыле, уничтожать запасы пресной воды, разворачивать атомное вооружение и т.п.

И в этой связи самая страшная из всех катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты разного уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человека в человеке. Причина многих бед заключается в ошибках, допущенных человечеством, и более того - в выборе ложных ориентиров, следствием которых является не только нанесение природе вред, но и вред человеческой сущности. Ряд катастроф, в частности в нашей стране является следствием нашей некультурности, безответственности и недостойного организации.

Таким образом, причины глобальных проблем своими корнями: достигают истории становления современной цивилизации, породившей кризис и индустриального общества и технически ориентированной культуры в целом, охватившей весь комплекс взаимодействий людей между собой, с обществом, с природой. Этот кризис распространилась практически на все мировое сообщество, даже на самые удаленные от центров цивилизации регионы. Все это дало основания назвать нашу планету «общим домом», а проблемы, которые оказались общими для всех людей - глобальными.

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб - неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 - 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас - это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 - 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» - вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 - 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности

Понятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран;

с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям - безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.

Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

Глобализация

Понятие «глобализация» имеет различные трактовки:

Глобализация - это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

Глобализация - это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

Глобализация - это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего:

Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям:

Первая версия - теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.

Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.

Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства.

Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями - единой планетарной цивилизации.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Выдвинутая на Второй Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), которая состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения:

В центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения.

Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества.

Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.

Футурология - это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.

Тема 14. Глобальные проблемы современного мира 1. Обратная сторона прогресса2. Истощение земных ресурсов3. загрязнение окружающей среды4. Рост радиационной опасности5. Увеличение численности населения6. Пути выхода из

Тема 17. Глобальные проблемы человечества. К. ЛОРЕНЦ Опустошение жизненного пространстваШироко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый вид животных, растений, грибов – поскольку великий механизм природы состоит из всех трех категорий живых

5.3. Глобальные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая

2. Философская антропология и глобальные проблемы Одним из последствий практической деятельности человека, преобразующего окружающий мир, общество и самого себя, являются глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом

5. Экология и глобальные проблемы современности В этой связи следует сказать о факторе, порожденном усиливающимся подчас непредсказуемо быстрыми темпами влиянием человека на природу как в масштабе региональных пространств, так и биосферы в целом. Речь идет о

34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ Задаваясь вопросом, какие страны будут доминировать в XXI в., мы затеваем волнующую игру. Но на деле это неправильный вопрос - или по крайней мере заданный в неверной форме, поскольку остается в стороне то, что может оказаться величайшим переворотом в

3.4. Глобальные проекты глобального мира Мир сегодня находится накануне великого поворота, связанного с исчерпанием прежних, пробужденных эпохой модерна, практик и с угрозой глобальной катастрофы. В этих условиях выносить поспешные вердикты богатейшим культурам Востока

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА НОВОГО БУДУЩЕГО Современный глобализм заслуживает парадоксального определения системы, призванной отвлечь от действительного решения глобальных проблем. Глобальные проблемы требуют нового интенсивного рывка - качественного

§ 149. Проблемы региональных онтологии, относящиеся к теории разума. Проблемы феноменологического конституирования После обсуждения проблем теории разума, поставляющих нам формальные дисциплины, можно осуществить переход к дисциплинам материальным, и прежде всего к

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Глобальные проблемы современностиПонятие «глобальный» (от лат. - шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин

Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса Престижный статус науки стимулирует развёртывание большого многообразия её развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности

Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты её оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем ……..5

Глава 2. Глобальные проблемы современности…………………..8

Заключение………………………………………………………….15


Введение

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества».

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.


Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи.

Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступилав качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глава 2. Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

1) Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

2) Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

3) Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

2) возможность всемирной экологической катастрофы;

3) духовно-нравственный кризис человечества.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

На протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в., они носили локальный характер.

Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру.
Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Интересно, что о неминуемости ее возникновения говорил еще в XVIII веке английский экономист Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения». В ней была обрисована сложная ситуация, которая, по мнению автора, возникнет на планете в результате растущего несоответствия между приростом населения, происходящим, якобы, в геометрической прогрессии и количеством производимого продовольствия, которое увеличивается в арифметической прогрессии.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

Площадью почв, пригодных для земледелия,

Сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

Увеличивающимся темпом роста городов,

Предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

Непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

Значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Исторические традиции,

Географический фактор,

Религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

Качество медицинского обслуживания,

Структуру питания и его культуру,

Систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна очень актуальная как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения людей очень многообразны и поэтому изучаются целым рядом наук, в частности, криминологией, юридической психологией. В качестве глобальной проблема стала восприниматься с тех пор, как обрела характер организованной и вышла за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Философия. – М., 2004.

2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.

5. Философия / Ред. Калашников В.Л. – М., 2003.

6. Философия / Ред. Лавриненко В.Н. – М., 2004.


Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.

Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Глобальные проблемы современности»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008

Литература:

Основная

1. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.

2. Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.

3. Радугин А.А. Философия. – М., 1998. С.249-260.

Дополнительная


Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.


Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.


1. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М., 1996.

2. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. – М., 1992.

3. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. – 1992. – №8.

4. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. – 1984 – №7,8.

5. Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация