Актуальные проблемы социального обслуживания. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому Проблемы социального обслуживания населения пример

23.03.2022

Право на социальное обслуживание – это объективная необходимость для тех граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В России проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать и ограничены в жизнедеятельности.

Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения.

Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей.

Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты.

К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии. Вопросы реализации государственной политики в социальной сфере в настоящее время приобрели особую актуальность. Переход к социально ориентированной политике требует создания эффективной и развитой системы оказания социальной защиты населения. Поэтому социальной политикой делается, прежде всего, акцент на проблемы социального обеспечения и обслуживания людей пожилого возраста, поддержку инвалидов и семей с детьми. Как отмечают, в нашей стране существует «тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это сопровождается ухудшением состояния их здоровья и ограничениями в самообслуживании. Потребность в различных видах реабилитационного обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах». В процессе старения человеческого организма у человека появляется риск приобрести хронические заболевания, в любой момент может понадобиться медицинская, реабилитационная помощь, уход другого человека. У пожилых людей часто встречаются проблемы не только по медицинской части, но также и психологические нарушения и проблемы социального характера. Социальные проблемы связаны, как правило, с невысоким и даже крайне низким материальным уровнем жизни, невозможностью купить все необходимые (часто дорогостоящие) лекарства и медицинское оборудование, обратиться за платной медицинской помощью и т.д. А предоставляемые государством пособия и льготы не могут решить всех материальных проблем таких старых нуждающихся людей. Психологические же проблемы в основном появляются из-за того, что пожилые люди, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовую деятельность, начинают испытывать нехватку общения и чувство одиночества, ненужности. Потребность в посторонней, в том числе медицинской помощи у пожилых лиц в несколько раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Находясь в одиночестве дома, пожилые люди не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами по здоровью. Пожилые больные нуждаются в длительной поддерживающей терапии и постороннем уходе, в медико-социальной помощи. Если говорить о медико-социальной помощи, то она представляет собой комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического, реабилитационного и юридического характера, проводимый на государственном и региональном уровнях и направлена на удовлетворение основных потребностей социально уязвимой категории граждан (граждане пожилого возраста, а также люди с ограниченными возможностями - инвалиды). Данная помощь предоставляется стационарными учреждения, как сферы здравоохранения, так и сферы социального обслуживания граждан. Она направлена на обеспечение лечебных мероприятий и ухода с целью восстановления и поддержания здоровья и способностей к самообслуживанию. Помимо государственных учреждений и организаций существуют и коммерческие, платные учреждения (частные дома-интернаты) для проживания пожилых людей и инвалидов, которые испытывают потребность в медико-социальном обслуживании. И в государственных, и в частных организациях, оказывающих нуждающимся гражданам медико-социальное обслуживание, все предоставляемые услуги должны быть направлены на удовлетворение широкого перечня потребностей их пациентов: комфортное проживание, полноценное питание, профессиональная медицинская помощь, оздоровительно-реабилитационные процедуры, психологическая поддержка. Но далеко не все учреждения обладают достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребности в медико-социальной помощи всех обратившихся граждан.

Ведь непрекращающийся рост пожилого населения увеличивает нагрузку на службы системы здравоохранения и социальные службы, но нехватка финансовых средств приводит к проблемам в оказании медико-социальной помощи престарелым людям и инвалидам

Существует неразрывная связь между качеством оказания медицинских услуг и уровнем социального обслуживания. И организации, оказывающие социальное обслуживание, и их сотрудники должны всячески способствовать улучшению медицинского обслуживания, медико-социальной помощи и для этого проводить различные мероприятия, направленные на должное функционирование данных социальных организаций.

Наблюдаются негативные явления, происходящие в области социального обслуживания: снижение динамики развития учреждений социального обслуживания; невысокое качество современного состояния этого сектора; неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб; недостаточное финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания. Как уже говорилось, среди серьезных причин, по которым не всегда достигается цель реабилитации инвалидов и других испытывающих в этом потребность лиц, присутствуют проблемы отсутствия профессионализма в работе медперсонала, не разработанность реабилитационных техник и прочее. Поэтому для успешной реабилитации необходимо учитывать комплекс медицинских, социально-психологических, профессиональных аспектов, а также личностные особенности пациентов. Также одним из решений проблем организации и деятельности стационарного социального обслуживания населения по реабилитации инвалидов является оптимизация структуры учреждений, реконструкция действующих и строительство новых зданий.

Необходимо расширение новых перспективных типов учреждений социального обслуживания: домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Реформирование системы социального обслуживания населения должно быть направлено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания.

Таким образом, обеспечение доступной медицинской помощи для пожилых людей и инвалидов невозможно без создания разветвленной системы специализированных реабилитационных учреждений. А социальные программы на всех уровнях остаются действенным инструментом реагирования на проблемы пожилого населения.

Итак, на состояние системы социального обслуживания влияет совокупность различных факторов. Одна из важнейших причин – экономическая. Экономический фактор выражается в недостатке финансирования, спонсирования сферы социального обслуживания. Это в свою очередь отражается на эффективности оказания социальных услуг населению, приводит к недоступности социального обслуживания для некоторых категорий граждан. Из-за дефицита выделяемых в данную сферу средств происходит отток трудовых, зачастую высокопрофессиональных, кадров – социальных работников, оказывающих соответствующие услуги.

Оборудование и техническое оснащение многих организаций и учреждений социального обслуживания также находится в упадке.

Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности и социальной действительности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли профсоюзов, общественных фондов, благотворительных организаций и т.д.

В. Ш. Шайхатдинов

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 442-ФЗ

Опираясь на положения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принятых на его основе правовых актов, автор предлагает теоретическую модель системы социального обслуживания граждан, выделяя в ее структуре государственную и негосударственную части, а также ряд подсистем (информационную, правовую, подсистему финансирования, подсистему управления и т. д.).

В числе проблем системы социального обслуживания автор указывает такие: законодатель не выделяет в ней муниципальную часть, хотя органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению и выполняют ряд функций в сфере социального обслуживания; наблюдается несовершенство разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере социального обслуживания граждан (правовое регулирование осуществляется преимущественно на уровне Федерации); есть проблемы в понимании места права социального обеспечения в системе российского права, а также места правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.

Подчеркивается, что у исследователей нет единства мнений в этих вопросах. С точки зрения автора, право социального обеспечения представляет собой комплексную отрасль права, испытывающую на себе влияние как публично-правового, так и частноправового регулирования.

Ключевые слова: социальное обслуживание, система социального обслуживания, право социального обеспечения, субъекты социального обслуживания, виды социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет собой сложную целостную систему, эффективность которой зависит от ее структуры и выполняемых функций. К сожалению, до сих пор остаются нерешенными проблемы распределения полномочий в рассматриваемой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также некоторые терминологические вопросы. Рассмотрим их.

1. Проблемы определения содержания социального обслуживания и его структуры.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее -ФЗ № 442) имеет ряд серьезных недостатков. Так, наименование Закона не соответствует его содержанию. Речь в нем идет лишь о некоторых видах социального обслуживания. В Законе отсутствуют правовые нормы о таких видах социального обслуживания, как протезирование и ортезирование, предоставление специальных транспортных средств инвалидам, профессио-

нальная реабилитация и абилитация, ритуальные услуги. Такое широкое понимание социального обслуживания поддерживается в российской юридической литературе [Право социального обеспечения России 2014: 411-425; Право социального обеспечения 2017: 380-422] и литературе ряда зарубежных стран . На наш взгляд, ФЗ № 442 следовало бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального обслуживания», а в будущем ввести в него правовые нормы о других видах социального обслуживания. Указанный недостаток ФЗ № 442 свидетельствуют об отсутствии в правотворчестве связей между разработчиками федеральных законов, представителями науки права социального обеспечения и представителями юридических вузов, а также учета опыта зарубежных стран в данной сфере.

Проведем анализ ФЗ № 442 и принятых в его развитие федеральных подзаконных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Начнем с того, что данное в ст. 3 ФЗ № 442 определение понятия социального обслуживания как деятельности по

предоставлению социальных услуг гражданам не выдерживает никакой критики. Мы согласны с Е. А. Токаревой, считающей, что родовым признаком социального обслуживания является «вид социального обеспечения», а не деятельность по предоставлению социальных услуг [Токарева 2017: 99]. К тому же содержание социального обслуживания ограничено предоставлением социальных услуг, что не соответствует реальности.

В ст. 5 ФЗ № 442, к сожалению, мы вновь сталкиваемся с тем, что название статьи не соответствует ее содержанию. В ней речь идет не о системе социального обслуживания, а лишь об одной из ее подсистем - управлении. Что касается определений понятия этой системы, ее основных частей и подсистем, то с учетом имеющихся исследований системы социального обеспечения и пенсионной системы и содержания ФЗ № 442 представляется целесообразным определить систему социального обслуживания как систему взаимодействующих и взаимосвязанных финансовых источников, органов и организаций, субъектов и видов социального обслуживания, информационных сведений и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере социального обслуживания.

В системе социального обслуживания Законом выделяются две части: государственная и негосударственная, а также (исходя из логики законодателя) подсистемы финансирования, управления, субъектов социального обслуживания, видов социального обслуживания, информационная и правовая подсистемы (они присутствуют как в государственной, так и в негосударственной частях системы социального обслуживания.)

При этом законодатель не выделяет муниципальную часть системы социального обслуживания (в Законе нет даже упоминания о муниципальных организациях социального обслуживания). Хотя, с нашей точки зрения, она должна быть, и остается только гадать, по каким причинам она отсутствует. Возможно, чтобы не перегружать органы местного самоуправления полномочиями, которых у них и так достаточно, а соответствующих материальных и финансовых ресурсов явно не хватает.

Обратим внимание на то, что отсутствие в ФЗ № 442 муниципальной части системы социального обслуживания заметили не все исследователи. М. Г. Чельцова, например, утверждает, что в России муниципальные социальные службы существуют. Они якобы включают учреждения и предприятия социального обслуживания,

органы местного самоуправления (в статье -«органы местного самообслуживания») [Чель-цова 2015: 51]. Ряд авторов полагает, что отсутствие в Законе муниципальной части системы социального обслуживания РФ не согласуется с существующей в части регионов практикой, когда государственные полномочия субъектов РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления [Карпова 2015: 230; Макарова 2017]. Мы убеждены, что так как граждане проживают в муниципальных образованиях, то ближе всего к ним находятся именно органы местного самоуправления.

2. Несовершенство разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере социального обслуживания граждан.

Весьма важен вопрос о том, каким образом распределены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 184) «к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей». Из данного текста трудно понять, кому из указанных выше граждан должно оказываться социальное об-луживание, а кому - социальная поддержка. Не случайно ряд авторов, исследовавших вопросы социального обслуживания [Новохац-кая, Кручек 2016: 273; Ивашкина 2016: 102; Шкатулла 2016: 5, 8], связывают социальное обслуживание с социальной поддержкой и даже с государственной социальной помощью, игнорируя тот факт, что здесь мы имеем дело с тремя самостоятельными видами общественных и правовых отношений: социальным обслуживанием, социальной поддержкой и государственной социальной помощью (подробнее о содержании понятий, их соотношении можно прочитать у Е. А. Токаревой [Токарева 2017: 98-99; 108-110]).

Как отмечалось ранее, в ст. 263 ФЗ № 184 указано, что социальное обслуживание осуществляется субъектами РФ самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Число полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ также сопоставимо (25 и 24 соответственно). Чем же тогда можно объяснить высокую степень федерального правового регулирования в данной сфере?

Теперь непосредственно о некоторых полномочиях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. В п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 442 к полномочиям федеральных органов отнесено установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания. Сначала поговорим об основах государственной политики. Согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней политики (в том числе социальной) определяет Президент РФ. Однако исходя из п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ № 442 выработка государственной политики в сфере социального обслуживания возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минтруд России. На наш взгляд, основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере должен определять Президент РФ, а Правительство РФ на их базе должно разрабатывать государственные программы развития социального обслуживания, Минтруд России - реализовывать их. Такую последовательность необходимо соблюдать и в субъектах РФ. Отдельные элементы государственной политики в исследуемой сфере следует воплощать в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.

Исходя из изложенного, мы пришли к выводу, что теоретическая модель системы социального обслуживания граждан должна включать государственную, негосударственную и муниципальную части, а также различные подсистемы. Государственная часть анализируемой системы охватывает федеральный уровень и уровень субъектов РФ, а негосударственная - коммерческий, некоммерческий и индивидуальный уровни. Каковы же особенности функционирования различных подсистем системы социального обслуживания граждан в государственной и негосударственной частях данной системы и на различных ее уровнях?

Подсистема финансирования федерального уровня включает средства федерального бюдже-

та, благотворительные взносы и пожертвования, средства получателей социальных услуг, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой федеральными организациями социального обслуживания, а также средства из иных, не запрещенных законом источников. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минтруд России (ч. 5 ст. 30 ФЗ № 442) - вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

Подсистема финансирования регионального уровня состоит из средств бюджетов субъектов РФ, благотворительных взносов и пожертвований, средств получателей социальных услуг, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой региональными организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников. Уполномоченный орган субъекта РФ вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере (ч. 5 ст. 30 ФЗ № 442).

Коммерческий уровень негосударственной части в качестве финансовых источников имеет собственные средства коммерческих организаций, субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, средства, выделенные для проведения закупок социальных услуг, средства получателей социальных услуг. Кроме того, уполномоченные государственные органы вправе привлекать иные (негосударственные) источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

На некоммерческом уровне негосударственной части финансирование осуществляется из собственных средств некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, а также из тех же источников, что имеются на коммерческом уровне негосударственной части.

Финансирование индивидуального уровня негосударственной части осуществляется как из собственных средств индивидуальных предпринимателей, так и из тех же источников, что имеются на коммерческом и некоммерческом уровнях негосударственной части.

Согласно ч. 8 ст. 30 ФЗ № 442 одним из источников финансирования являются компенсации поставщикам социальных услуг, если граждане получают у них услуги, предусмотренные индивидуальной программой, а данные поставщики включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвуют

в выполнении государственного задания (заказа). Размер компенсации и порядок ее выплаты определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Подсистема управления федерального уровня состоит из уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Минтруда России, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, а также органов федерального государственного контроля в данной сфере и общественных организаций. Кроме того, на наш взгляд, в данную подсистему управления следует внести Минздрав России, Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере социального обслуживания, а также их территориальные органы и находящиеся в их ведении организации.

На региональном уровне подсистема управления включает органы исполнительной власти субъектов РФ, их территориальные органы, находящиеся в их ведении организации социального обслуживания, региональные органы государственного контроля в данной сфере.

Кроме уполномоченных исполнительных органов государственной власти в деятельности по социальному обслуживанию принимают участие и иные органы исполнительной власти, в том числе на региональном уровне Так, согласно Регламенту межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 г. № 1158-ПП, в перечень органов государственной власти области, осуществляющих межведомственное взаимодействие, входят Министерство социальной политики; Министерство здравоохранения; Министерство общего и профессионального образования; Министерство культуры; Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики; Департамент по труду и занятости населения; Управление записи актов гражданского состояния. В Регламенте перечислены виды деятельности, которыми должны заниматься указанные органы в рамках межведомственного взаимодействия.

В подсистему управления государственной части федерального и регионального уровней входят организации социального обслуживания,

находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ № 442 организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организационно-правовые формы организаций социального обслуживания закреплены в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 940н.

Подсистема управления негосударственной части включает негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Подсистема субъектов социального обслуживания во всех частях этой системы включает граждан-получателей социальных услуг. Исходя из содержания ст. 15 ФЗ № 442 можно выделить следующие группы получателей социальных услуг: престарелые граждане (пожилые граждане); инвалиды; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети и подростки с ограниченными возможностями; одинокие пенсионеры; женщины, пострадавшие от домашнего насилия; ветераны войны и труда; взрослые граждане с ограниченными возможностям; лица без определенного места жительства и занятий.

Подсистема видов социального обслуживания закреплена в ст. 20 и 21 ФЗ № 442. Согласно ст. 20 видами социальных услуг являются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а также срочные социальные услуги. Последние включают обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения, юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги.

Информационная подсистема законодательно закреплена в ст. 13, 24, 25 и 26 ФЗ № 442. Согласно ст. 13 поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивают доступ к данным ресурсам. В ст. 24 указывается, что информационными системами в сфере социального обслуживания осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг). Содержание реестра поставщиков социальных услуг представлено в ст. 25, а регистра получателей социальных услуг - в ст. 26. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1239 утверждены Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 886н -Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и формы ее предоставления).

Правовая подсистема существует во всех частях системы социального обслуживания. При этом нормативные правовые акты федерального уровня могут распространяться на всю систему социального обслуживания, а нормативные правовые акты регионального уровня - на органы государственной власти и организации социального обслуживания субъектов РФ, на негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Что касается локальных актов организаций федерального и регионального уровней, негосударственных организаций, то они действуют лишь в пределах этих организаций. То же относится к локальным актам индивидуальных предпринимателей.

В развитие ФЗ № 442 Правительство РФ и Минтруд России приняли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Правительство РФ постановлением от 24 ноября 2014 г. № 1236 утвердило Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг; от 24 ноября 2014 г. № 1239 - Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; от 1 декабря

2014 г. № 1285 - Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг и др. Минтруд России, реализуя свои полномочия, утвердил Порядок направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием (приказ от 6 ноября 2014 г. № 870н); Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (приказ от 24 ноября 2014 г. № 935н); Примерный порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (приказ от 24 ноября 2014 г. № 939н) и др.

3. Место права социального обеспечения в системе российского права и место правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.

Говоря о правовой подсистеме, отметим, что о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства единого мнения не существует. Так, Т. А. Анбрехт полагает, что законодательство о социальном обслуживании относится к административному законодательству [Анбрехт 2001]. Г. Г. Пашкова убеждена, что ФЗ № 442 перевел социальное обслуживание в договорную сферу, т. е. в сферу действия гражданского законодательства [Пашкова 2015].

С нашей точки зрения, в данном случае имеет место комплексное правовое регулирование общественных отношений. Иными словами, отношения в сфере социального обслуживания граждан регулируются нормативными правовыми актами нескольких отраслей законодательства, и речь должна идти о межотраслевом, комплексном регулировании. Административное законодательство, например, распространяется на отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в их ведении, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, оно распространяется на отношения органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, находящихся в их ведении. Отношения по финансированию социального обслуживания находятся под воздействием финансового законодательства, а отношения по предоставлению гражданам отдельных видов социального обслуживания - нормативных правовых актов жилищного, семейного, трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении, о занятости населения. Если же речь идет о получении гражданами отдельных видов социального обслуживания за полную стоимость, то здесь мы имеем дело с гражданским законодательством [Майфат, Шипулина 2012].

Вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения решать лишь в контексте ФЗ № 442 нельзя, ибо (как уже отмечалось ранее) социальное обслуживание включает не только предусмотренные в ФЗ № 442 виды обслуживания, но и другие. К тому же следует решить: 1) составляют ли нормы права о социальном обслуживании правовой институт отрасли права социального обеспечения либо генеральный институт или подотрасль; 2) какова структура этого правового образования?

Значительное развитие правовых норм о социальном обслуживании за последние годы позволяет согласиться с мнением ряда юристов о том, что эти нормы в совокупности составляют генеральный институт в составе особенной части отрасли права социального обеспечения. Сложнее обстоит дело со структурой этого генерального института. Одни ученые за основу его структуры берут субъекты обеспечения и выделяют правовые институты социального обслуживания престарелых, инвалидов и детей [Буянова 2003: 28], другие - как формы и виды социального обслуживания, так и его субъекты.

Они выделяют следующие правовые институты: стационарное и полустационарное обслуживание; социальная помощь на дому; срочная социальная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей [Проблемы Общей части 2017: 118]. С такой классификацией можно согласиться лишь отчасти. Конечно, найти одно основание классификации (формы, виды или субъекты социального обслуживания) трудно. В связи с этим, на наш взгляд, следует объединить некоторые формы и виды социального обслуживания, а также ввести в эту сферу более современную терминологию.

С учетом изложенного считаем, что в состав генерального института социального обслуживания должны входить такие правовые институты, как стационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому; протезирование и ортезирование; обеспечение граждан специальными транспортными средствами; профессиональная реабилитация и абилитация; ритуальные услуги.

Список литературы

Cerna J., Trinnerovâ D., Vacik A. Pravo socialniho zabezpeceni. Plzen: Canek, 2007. 230 p.

Dupeyroux J. J. Droit de la sécurité social. P.: Dalloz, 2005. 1245 p.

Eichenhofer E. Sozialrecht. Tubingen: Molz Siebeck, 2010. 335 s.

Анбрехт Т. А. Организационно-правовые проблемы деятельности органов государственной социальной службы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 20 c.

Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2003. 63 с.

Ивашкина Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. 2016. № 3. С. 100-118.

Карпова Е. Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2015. № 35. С. 228-232.

Макарова Е. Ю. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1-1. C. 192-198.

Майфат А. В., Шипулина Л. Н. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 199-203.

Новохацкая И. П., Кручек И. В. Платные социальные услуги в контексте проблем организации социального обслуживания в сельской местности // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9. С. 271-282.

Пашкова Г. Г. К вопросу о социальном обслуживании граждан // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. Ч. 64. С. 46-49. Doi: 10.17223/9785751123604/24.

Проблемы Общей части права социального обеспечения: моногр. / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.

Право социального обеспечения России: учеб. для бакалавров / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2014. 456 с.

Право социального обеспечения: учеб. / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юстиция, 2017. 552 с.

Токарева Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: моногр. Екатеринбург: Ажур, 2017. 121 с.

Чельцова М. Г. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2015. Т. 6. № 1. С. 48-51.

Шкатулла В. И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный науч.-практ. комментарий. М.: Редакция «Рос. газеты», 2016.

Владимир Шамильевич Шайхатдинов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].

Problems of the Russian System of Social Services in the Context of the Federal Law No. 442-FZ

In December 2013 the Federal Law No. 442-FZ «On the bases of social services for citizens of the Russian Federation» was adopted. Taking into account its provisions and regulations adopted in accordance with this Federal Law, the author proposes a theoretical model of a system of social services and identifies state and non-state parts of the system as well as a range of subsystems (informational, legal, financial, administrative etc.).

Among the problems of the system of social services the author defines the following: an absence of a municipal part within the social services system, though the local governmental bodies are the nearest to citizens public authorities therefore they have some functions in the field of social care; imperfect mechanism of allocation of powers in the social care field between the Russian Federation and sub-federal entities (legal regulation in this field is carried out mainly at the federal level); problems connected with defining a position of social security law within the Russian legal system as well as a position of rulings concerning social service within the social security law as a branch of Russian law.

It is emphasized that scholars do not have a consensus regarding to these questions. In author"s opinion, social security law is a complex branch of law influenced by both public-law and private-law regulation.

Key words: social service, system of social services, social security law, subjects of social service, kinds of social service

Anbrekht T. A. Organizatsionno-pravovye problemy deyatel"nosti organov gosudarstvennoi sotsial"noi sluzhby v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk , Tyumen", Izd-vo TyumGU, 2001, 20 p.

Buyanova M. O. Sotsial"noe obsluzhivanie grazhdan Rossii v usloviyakh rynochnoi ekonomiki (teoretiko-pravovoi aspekt): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk . Moscow, MGYuA, 2003, 63 p.

Cerna J., Trinnerova D., Vacik A. Prâvo socialniho zabezpeceni, Plzen, Canek, 2007, 230 p.

Chel"tsova M. G. Sotsial"noe obsluzhivanie kak institut prava sotsial"nogo obespecheniya , Interekspo GEO-Sibir", 2015, vol. 6, no. 1, pp. 48-51.

Dupeyroux J. J. Droit de la sécurité social, Paris, Dalloz, 2005, 1245 p.

Eichenhofer E. Sozialrecht, Tubingen, Molz Siebeck, 2010, 335 p.

Ivashkina Yu. Yu. Struktura i sub"ekty sistemy sotsial"nogo obsluzhivaniya semei s det"mi , Problemy razvitiya territorii, 2016, no. 3, pp. 100-118.

Karpova E. Yu. Novye aspekty zakonodatel"stva o sotsial"nom obsluzhivanii grazhdan v Rossiiskoi Federatsii , Nauka i sovremennost", 2015, no. 35, pp. 228-232.

Вып. 23. 175 с.

Makarova E. Yu. Normativno-pravovoe regulirovanie sotsial"nogo obsluzhivaniya invalidov , Vestnik Novgorodskogo filiala RANKhiGS, 2017, vol. 6, no. 1-1, pp. 192-198.

Maifat A. V., Shipulina L. N. Garantii i standarty sotsial"nykh uslug: nekotorye spornye voprosy pravovogo regulirovaniya , Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 2012, no. 3, pp. 199-203.

Novokhatskaya I. P., Kruchek I. V. Platnye sotsial"nye uslugi v kontekste problem organizatsii sotsial"nogo obsluzhivaniya v sel"skoi mestnosti , Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava, 2016, no. 9, pp. 271-282.

Pashkova G. G. K voprosu o sotsial"nom obsluzhivanii grazhdan . Pravovye problemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sb. st. , Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta, 2015, vol. 64, pp. 46-49, doi: 10.17223/9785751123604/24.

Shayhatdinov V. Sh. Pravo sotsial"nogo obespecheniya: ucheb. , Moscow, Yustitsiya, 2017, 552 p.

Shkatulla V. I. Federal"nyi zakon «Ob osnovakh sotsial"nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii»: postateinyi nauch.-prakt. kommentarii , Moscow, Redaktsiya «Ros. gazety», 2016, vol. 23, 175 p.

Tokareva E. A. Voprosy terminologii v prave sotsial"nogo obespecheniya: monogr. , Ekaterinburg, Azhur, 2017, 121 p.

Tuchkova E. G. (ed.) Pravo sotsial"nogo obespecheniya Rossii: ucheb. dlya bakalavrov , Moscow, Prospekt, 2014, 456 p.

Tuchkova E. G. (ed.) Problemy Obshchei chasti prava sotsial"nogo obespecheniya: monogr. , Moscow, Prospekt, 2017, 416 p.

Vladimir Shayhatdinov - doctor of juridical sciences, professor, head of the Chair of social law, state and municipal service, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol"skaya str., 21. E-mail: [email protected].

Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Ковалёва А.В., Павлова О.А. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются нормативная база внедрения добровольчества и проблемы привлечения добровольцев в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.

Ключевые слова: учреждения социального обслуживания, благотворительность, добровольчество, нормативная база, дорожная карта.

Одним из наиболее актуальных вопросов организации социального обслуживания на современном этапе является организация работы с благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения. Свое развитие тема благотворительности и добровольчества получила с момента утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В п.8 Концепции «Развитие социальных институтов и социальная политика» обозначена необходимость модернизации и развития сектора социальных услуг для реализации стратегических целей концепции.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает, как одно из приоритетных направлений развития, сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, что в свою очередь предполагает содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности.

Нормативной базой для развития благотворительности и добровольчества послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 года №1144-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»». В данном Распоряжении обозначены необходимые шаги для развития добровольчества:

  • описание лучших практик привлечения добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями и подготовка методических рекомендаций для их тиражирования (п.22 Плана).
  • разработка и утверждение концепции развития добровольчества в социальной сфере до 2020 года и плана действий по ее реализации (сроки: июнь 2017 г.) (п.24 Плана).

П. 22 реализован письмом Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями».

П. 24 реализуется Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017).

В Распоряжении Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2013 г. N 25-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»», как и в «дорожных картах» других регионов, также утверждается необходимость развития возможности привлечения добровольцев с целью обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения.

Несмотря на указанную в законодательных актах необходимость развития организации работы с добровольцами, учреждения социального обслуживания в своей практической деятельности столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы, позволяющей как привлекать добровольцев к предоставлению социальных услуг, так и организовывать на законных основаниях труд добровольцев на местах.

Так, например, нет типовых форм положений о добровольческой деятельности, форм договоров с добровольцами, договоров об ответственности и т.д. Обязанность по разработке данных, правовых документов, как правило, возлагается на само учреждение, привлекающее к своей работе по предоставлению гражданам социальных услуг добровольцев. Таким образом организация попадает в определенную зону правового риск а, что является аргументом в пользу отказа от работы с добровольцами.

Следующим проблемным вопросом, с которым сталкиваются учреждения, является вопрос о поиске и проверке добровольца: его компетентности, квалификации, практических навыках, имеющихся документах, медицинских противопоказаниях и пройденных обучениях. Сами учреждения социального обслуживания населения не могут получить всю необходимую информацию об обратившемся потенциальном добровольце. Таким образом, организации вынуждены брать риск за действия данного добровольца на себя. Поэтому добровольцы привлекаются не так часто и, как правило, на разовые мероприятия с участием представителей организации: воспитателей, культорганизаторов, специалистов по социальной работе.

Но если все же в учреждениях социальной помощи семье и детям, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, привлекаются добровольцы, то в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста это является очень проблематичным, так как посещение получателей социальных услуг или различная добровольческая помощь получателям социальных услуг в форме на дому, может осуществляться только в присутствии социального работника, который несет ответственность за обслуживаемого им пожилого человека, и качество оказываемых ему социальных услуг, что обременяет социального работника дополнительной нагрузкой. Посторонний человек, каковым является доброволец, не может быть привлечен к работе самостоятельно. Не существует методических рекомендаций либо типового перечня услуг, которые могут выполнять добровольцы в организациях социального обслуживания, а соответственно, и нести ответственность за качество оказания этих услуг при этом не выполняя функции работников организации, предусмотренные законом о социальном облуживании и ведомственным перечнем социальных услуг.

В результате можно сделать вывод о том, что сегодня организации социального обслуживания, находящиеся в жестких законодательных рамках, контролируемые органами власти различного уровня, не готовы к массовому привлечению добровольцев к предоставлению социальных услуг населению.

Ссылки на источники
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135–ФЗ (ред. от 05.05.2014)
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»»
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»

Согласно российскому законодательству, социальное обслуживание -- это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

Одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

Инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

Организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

Социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

Организацию их питания, отдыха;

Обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

Поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения.

Понятие социального обслуживания

Рассматривая вопрос об особенностях и проблемах социального обслуживания, разберемся, что же это такое.

В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.

Особенности социального обслуживания

Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.

Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.

Замечание 1

В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что государству следует оказать содействие в формировании системы как госудасртвенной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государство имеет множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.

Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.

В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется:

  • наращиванием масштабов социального обслуживания,
  • увеличением количества социальных услуг;
  • увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Замечание 2

Новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

    Финансирование социального обслуживания.

    Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.

    Недостаточность нормативно-правовой базы.

    Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.Также, новвоведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг.

    Замечание 3

    В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.

    Недостаток квалифицированных кадров.

    Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях.

    Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения.

    Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.

    Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.

    Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.



© imht.ru, 2024
Бизнес-процессы. Инвестиции. Мотивация. Планирование. Реализация